Краснохолмский антониев монастырь. Краснохолмский николаевский антониев монастырь в деревне слободе XV век. Предыстория основания обители

Находится на левом берегу р. Могочи в месте впадения р. Неледины, в 2-х километрах от г. Красный Холм. Князь Семён Иванович, сын Ивана III, пожаловал в начале XVI в. Николаевскому Антониеву монастырю село Преображения Спасово да Животворящия Троицы на Холму (будущий г. Красный Холм) и 29 окрестных деревень. Иван IV Грозный делал в Николаевский Антониев монастырь большие денежные вклады на поминовение царицы Анастасии, убитого им царевича Ивана и казнённых опальных людей.

Основание монастыря относят к 1461 г., когда преподобный Антоний, пришедший сюда, вероятно, из северного Кирилло-Белозерского монастыря, поселился на этих землях. В 1481 г. началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В этом же году закончил свою земную жизнь и преподобный Антоний, погребённый на территории монастыря (мощи его находились под спудом, в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно). Преподобный Антоний ещё успел благословить начало строительства соборного храма.

В разное время в монастыре были возведены: Никольский собор (1481-1493) - один из древнейших памятников зодчества на территории не только Тверской области, но и всей России (сохранились три стены собора); церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1590-1594) (сохранились две стены); братский корпус (1685); настоятельский корпус (1748); Вознесенская церковь (1690); братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697); северо-восточная башня (1697). Все сохранившиеся каменные строения имеют статус объектов культурного наследия федерального значения.

Время духовного и материального расцвета монастыря - XV-XVI вв. В 1526 г. монастырь посетил Московский великий князь Василий III. Вклады в монастырь делали представители тверских и московских боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие (владельцы окрестных земель), Милюковы, Бутурлины, Щербаковы и др. В середине XVI в. монастырь являлся крупным землевладельцем: ему принадлежало 149 деревень в разных уездах.

Во время польской интервенции начала XVII в. отряды поляков проникли в Бежецкий Верх. Монастырь оказался вынужденным признать царём Лжедмитрия II. В декабре 1608 г. настоятель монастыря Кирилл ездил к самозванцу «в полки». Монахи неоднократно давали полякам деньги и фураж «для оберегания себя и своих вотчин», что, однако, не спасло монастырь от разграбления. Он был разгромлен, 26 монахов погибло, жители окрестных деревень и сёл были частью перебиты, частью разбежались. В монастыре расположился отряд гетмана Ходкевича.

В марте 1612 г. руководители ополчения Минина и Пожарского послали для освобождения монастыря и других мест, занятых поляками, отряд под начальством князей Д. Черкасского и И. Троекурова. Враги без боя покинули монастырь. В 1641 г. монастырю была выдана грамота, которая устанавливала размер сбора с разных товаров, привозимых на ярмарку.

В 1764 г. императрица Екатерина II издала указ о секуляризации (изъятии) монастырских земель, по которому около миллиона крепостных были отобраны у монастырей и перешли в ведение Коллегии экономии. Николаевский Антониев монастырь был включён в число монастырей 2-го, а в 1836 г. - 3-го класса. Ему было оставлено лишь 30 десятин земли, но отменены все налоги. В стенах монастыря оставалось 17 монашествующих и 17 служащих.

Утратив свои земельные владения, монастырь остался крупным религиозным центром. В дни православных праздников сюда стекалось большое число богомольцев. В монастыре, в каменной трёхъярусной колокольне, хранились древний архив и собрание старинных церковных книг.

На монастырском кладбище покоились представители многих знатных родов. С 1809 г. в монастыре находилось Краснохолмское духовное училище. После революции 1917 г. обитель была закрыта, в 1930-е гг. многие сооружения монастыря были разрушены.

В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. Создан общественный фонд возрождения монастыря. Архиепископом (ныне митрополит) Тверским и Кашинским Виктором в 2010 г. принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.

Краснохолмский монастырь February 24th, 2013

Пост о заброшенном монастыре, что располагался когда-то в Бежецком верху Новгородской губернии, а ныне это Краснохолмский
район Твреской области. Именно здесь, на границе посёлка Красный Холм (в прошлом Спас на Холму), вдоль берега реки Могочи, находится одна из древнейших обителей Руси - Краснохолмский Антониев монастырь, основанный в середине XV века. На территории монастыря сохранилось множество уникальных строений: белокаменный собор — одно из древнейших (532 года) сооружений, сохранившихся на территории Тверской области; церковь над Святыми воротами 1690 года постройки; братские, настоятельные корпуса и даже башня 300-летней давности.


Основана обитель аж в XV веке - «по воле Великого, в Троице славимого Бога, лета от сотворения мира 6968 (1461 по Р.Х.)».
Основатель монастыря старец Антоний - подвижник преп. Кирилла Белозерского (особое течение в монашестве той эпохи — заволжское старчество). В Кирилло-Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей, что ставит наш монастырь в ряд с известнейшими монастырями тех лет: Соловецким, Ферапонтовым, Александро-Ошевенским.

Никольский белокаменный собор 1481- 1493 года.

Всего три стены, но зато возрастом в 532 года.

Ранее собор выглядел таким образом.

Каждую стену украшают такие вот килевидные красивые порталы.

Фрагмент портала - полуколонки.

А внутри этих стен дожила первоначальная роспись стен. Поверх которой была другая.
Заходим в собор через подготовленную ступенчатую лесенку...

И рассматриваем плохочитаемые росписи. Хорошо лишь виден в левом верхнем углу силуэт Серафима.

По оконному проёму можно судить о мощности стен собора.

Это ещё один портальчик с сохранившимся над входом ликом.

А вокруг этого собора разбросаны старинные надгробные плиты с письменами.

Что ж, перейдём к другим достопримечательностям. Надвратная Вознесенская церковь.

Построена в 1690 году над Святыми воротами, что вели в монастырь.

Когда-то выглядела так.

Эту церковь соединяли с Малым братским корпусом крепостные стены (не сохранились). Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697 гг.)

В старину...

Какой вид!

Большинство построек монастыря обильно декорированы в стиле московского "узорочья", из тесаного кирпича с редкими вставками белокаменных деталей.

Над декором окошек расстарались особенно.

Оставим позади это строение и пройдёмся до башни и настоятельских корпусов.

Сохранилась единственная северо-восточная башня, 1697 года постройки.

Дверной проём в настоятельские кельи.

А это вид на Братский корпус и настоятельские кельи (1748 г.)

Вид на монастырь с высоты птичьего полёта (макет).

Вообще история у монастыря очень богатая. Смутные времена не обошли стороной и эту обитель. Ни раз она завоёвывалась и разорялась поляками, литовцами и вольными разбойниками и даже казаками-донцами. Конец разбоям положили Минин и Пожарский, всего лишь дойдя до Ярославля, но и этого хватило, чтобы черкасы и литовские люди отступили. Последнее нападение было в 1614 году, из-за Онеги пришли черкесы и "разные воры", но в нашем монастыре уже поместились стрельцы под начальством сотника Тимашева.

В годы своего расцвета монастырю принадлежало 614 дворов и 4620 душ крестьян (на 1710 год). В 1764 г. же по указу Екатерины II последовало отобрание у монастырей вотчин, был включен в число штатных монастырей второго класса. Число братии по штату этого класса было положено 17 человек. К 1918 году в обители, включая настоятеля, было всего 12 монахов и четыре послушника...

"Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь..." А. И. Солженицын «Крохотки» (1958-1960)

Древний Краснохолмский Николаевский Антониев Монастырь стоит у впадения Неледины в Могочу недалеко от города Красный Холм в селе Слобода. Небольшое село, в котором имеется храм, восточным своим краем захватило монастырские постройки. Среди развалин многовекового монастыря пасутся козы, стоят сараи, высятся стога и притаились уазики. Монастырь само собой не действует. Действовать тут особенно и нечему, но на удивление последние годы, группа энтузиастов пытается исправить эту ситуацию.

У монастыря есть свой сайт . К нему и обращусь для того, чтобы рассказать немного об этом уникальном древнерусском памятнике.

Основание монастыря можно отнести к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно пришедший из Кирилло – Белозерского монастыря, поселился на этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В этом же году закончил свою земную жизнь и преподобный Антоний, погребенный на территории монастыря (в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно).
Время духовного и материального расцвета монастыря – 15-16 века. Вклады в монастырь делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале 17 века, обитель была разорена, но быстро восстановила свои силы. После революции 1917 года обитель была закрыта и в 1930-х годах многие сооружения монастыря были разрушены.
В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.
В августе 2013 года Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев).
Пока богослужения по субботам, воскресеньям и в праздники совершаются в 600 метрах от монастыря (к Бежецку) - в храме преп. Зосимы и Савватия Соловецких.
По вопросам благотворительной помощи монастырю, и по другим вопросам и предложениям – обращаться по тел.: 8-962-246-20-07 - иеромонах Силуан.
Из числа сохранившихся каменных строений, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения:
Никольский собор (1481-1493)​ - Один из древнейших памятников зодчества на территории Тверской области (сохранились лишь три стены собора)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1590-1594) - Сохранились две стены
Вознесенская Церковь (1690)
Братский корпус (1685)
Настоятельский корпус (1748)
​Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)
​Северо-восточная башня (1697)

В начале века монастырь выглядел так:

Вся информация с сайта: http://www.antoniev-mon.ru . Очень рекомендую посетить его, там есть интересные архивные материалы, в том числе и фотографий.

Когда Марина marina_shandar , которая была здесь ранее неоднократно, привезла нас сюда, то условились то ли на полчаса, то ли на сорок минут. Я еще тогда подумал, чего так много. А в итоге проходили там не меньше часа. Эти мощные развалины по-настоящему впечатляют.

И снова возвращаюсь к Крохоткам Солженицына:
"Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он - в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу..."

"...Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые - убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти - бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берёт мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта - просто на замке, безмолвная. Ещё в одной и ещё в одной - клубы. «Добьёмся высоких удоев!» «Поэма о море». «Великий подвиг».

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни."

3. Никольский собор (1481-1493)

4. Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)

10. Вознесенская Церковь (1690)

13. Братский корпус (1685)

Внутри настоятельского корпуса.

На берегу речки Могочи, в небольшом селе Слобода неподалеку от Красного Холма, стоят руины огромного, некогда величественного и процветавшего монастыря. Основан он был, по свидетельству летописей, старцем Антонием, иеромонахом из Белозерского края. Он поселился во владении боярина А.В. Нелединского, поставил себе келью и часовню. Вскоре сюда стали приходить и оставаться монашествующие, и поселение их было обнесено деревянной оградой. В ограде построили деревянный храм во имя Святителя Николая. В 1481 г. на средства бояр Нелединских-Мелецких и пожертвования Угличского князя Андрея Большого (брата Ивана III) на месте деревянной церкви начали строить новый колоссальный каменный Никольский собор. Его руины - три огромные стены с сохранившимися каким-то чудом росписями - сохранились до наших дней. По архитектуре своей собор близок к московским "собратьям", и вероятно, что для его возведения приглашались московские мастера - итальянцы, строившие примерно в то же время соборы в Кремле. В 1492 г. построили трапезную палату с церковью Димитрия Солунского, разобранную в конце XVI в. Монастырь был очень богатым, ему принадлежало множество земель, в том числе село Спас на Холму (нынешний райцентр Красный Холм). В Смутное время монастырь был разорен, но после заново отстроился: в конце XVII века были возведены Братские корпуса, надвратная Вознесенская церковь, ограда с башнями.

В советское время монастырь был закрыт и разорен. В его строениях расселили жителей-колхозников. Стены и башни разобрали. Никольский собор в 1930-е годы был обезглавлен, разрушили его алтарную часть. Сохранились лишь три стены - южная, западная и северная, на которых чудом до сих пор видны росписи. Около 20 лет назад предпринимались попытки хотя бы законсервировать уникальный памятник, но сейчас следов от деревянных навесов не осталось. Вознесенская надвратная церковь сохранилась несколько лучше. Сейчас по монастырской территории гуляют куры, пасутся козы. Местные жители во главе со священником установили рядом с местом алтаря деревянный памятный крест, но средств у скромного маленького прихода на реставрацию древних памятников, разумеется, нет.



Николаевский Антониев монастырь, 3 класса, общежительный, близ заштатного города Красного Холма, в 76 верстах от уездного города Весьегонска. Основан в 1461 году пустынножителем и иеромонахом Белозерской области Антонием. В соборном храме во имя святого Николая чудотворца, построенном в XV веке из белого камня, находятся существующие с того времени две иконы сего святителя, из коих одна почитается явленною.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Пост о заброшенном монастыре, что располагался когда-то в Бежецком верху Новгородской губернии, а ныне это Краснохолмский
район Тверской области . Именно здесь, на границе посёлка Красный Холм (в прошлом Спас на Холму), вдоль берега реки Могочи, находится одна из древнейших обителей Руси - Краснохолмский Антониев монастырь, основанный в середине XV века.
На территории монастыря сохранилось множество уникальных строений:
- белокаменный собор - одно из древнейших (532 года) сооружений, сохранившихся на территории Тверской области;
- церковь над Святыми воротами 1690 года постройки;
- братские, настоятельные корпуса и даже башня 300-летней давности.

Основана обитель аж в XV веке - «по воле Великого, в Троице славимого Бога, лета от сотворения мира 6968 (1461 по Р.Х.)».
Основатель монастыря старец Антоний - подвижник преп. Кирилла Белозерского (особое течение в монашестве той эпохи
- заволжское старчество). В Кирилло-Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей,
что ставит наш монастырь в ряд с известнейшими монастырями тех лет: Соловецким, Ферапонтовым, Александро-Ошевенским.

Никольский белокаменный собор (1481- 1493 года)

Всего три стены, но зато возрастом в 532 года.

Ранее собор выглядел таким образом.

Каждую стену украшают такие вот килевидные красивые порталы.

Фрагмент портала - полуколонки.

А внутри этих стен дожила первоначальная роспись стен. Поверх которой была другая.
Заходим в собор через подготовленную ступенчатую лесенку...

И рассматриваем плохочитаемые росписи.
Хорошо лишь виден в левом верхнем углу силуэт Серафима.

По оконному проёму можно судить о мощности стен собора.

Это ещё один портальчик с сохранившимся над входом ликом.

А вокруг этого собора разбросаны старинные надгробные плиты с письменами.

Что ж, перейдём к другим достопримечательностям.
Надвратная Вознесенская церковь.

Построена в 1690 году над Святыми воротами, что вели в монастырь.

Эту церковь соединяли с Малым братским корпусом крепостные стены (не сохранились).
Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697 гг.)

Какой вид из под ворот - ляпота!

Большинство построек монастыря обильно декорированы в стиле московского "узорочья", из тесаного кирпича
с редкими вставками белокаменных деталей.
Фрагменты этого орнамента.

Над декором окошек расстарались особенно.

Оставим позади это строение и пройдёмся до башни и настоятельских корпусов.

Сохранилась единственная северо-восточная башня, 1697 года постройки.

Дверной проём в настоятельские кельи.

А это вид на Братский корпус и настоятельские кельи (1748 г.)

Вид на монастырь с высоты птичьего полёта (макет).

Вообще история у монастыря очень богатая.
Смутные времена не обошли стороной и эту обитель. Ни раз она завоёвывалась и разорялась поляками,
литовцами и вольными разбойниками и даже казаками-донцами. Конец разбоям положили Минин и Пожарский,
всего лишь дойдя до Ярославля, но и этого хватило, чтобы черкасы и литовские люди отступили.
Последнее нападение было в 1614 году, из-за Онеги пришли черкесы и "разные воры",
но в нашем монастыре уже поместились стрельцы под начальством сотника Тимашева.

В годы своего расцвета монастырю принадлежало 614 дворов и 4620 душ крестьян (на 1710 год).
В 1764 г. же по указу Екатерины II последовало отобрание у монастырей вотчин, был включен в число штатных
монастырей второго класса. Число братии по штату этого класса было положено 17 человек.
К 1918 году в обители, включая настоятеля, было всего 12 монахов и четыре послушника...