Полное житие мучеников виктора и стефаниды дамасских. Святой Виктор: жизнеописание святого, принятие смерти за веру и почитание мученика Виктор дамасский святой помогает молиться

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161-180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого - открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам - святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их - он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, - на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.

Ноябрь 23rd 2015 -

Виктор Дамасский (лат. Victor, греч. Βίκτωρ; II век) был христианином и служил в римской армии.

В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам.

Среди них житие упоминает: сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
вытягивание жил;
котёл с кипящим маслом;
выкалывание глаз;
сдирание кожи.

Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.

Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках.

Между ними имеются следующие противоречия:
— в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
— латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138-161 годы), а коптская редакция жития к периоду гонений императора Диоклетиана.

По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161-180 годы).
— место смерти святого в пространных греческих житиях - Дамаск, в кратких житиях из синаксаря - Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях - Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).

Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.

В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях - 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).

Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.

В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём - «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.

===============
Мученик Виктор Дамасский

Виктор Дамасский (лат. Victor, греч. Βίκτωρ; II век) был христианином и служил в римской армии. В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам. Среди них житие упоминает:
сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
вытягивание жил;
котёл с кипящим маслом;
выкалывание глаз;
сдирание кожи.
Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.
Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках. Между ними имеются следующие противоречия:
в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138—161 годы), а коптская редакция жития к периоду гонений императора Диоклетиана. По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161—180 годы).
место смерти святого в пространных греческих житиях — Дамаск, в кратких житиях из синаксаря — Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях — Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).
Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.
В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях — 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).
Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.
В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём — «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.

http://iconsv.ru/
*
==============

Виктор Коринфский относится к раннехристианским мученикам, пострадавшим за христианскую веру. Святой Виктор жил в 3-ем веке, в греческом городе Коринф , находившийся в те времена под властью одного из жесточайших гонителей христиан Декия.

Виктор был одним из учеников святого мученика и пустынника Кондрата , наиболее почитаемого из всех коринфских мучеников. Кондрат обратил в христианскую веру множество людей, которые впоследствии стали его преданными учениками и ревностными последователями христианства. Многие из них, также как и Виктор, были схвачены слугами Декия и после неудачных попыток заставить их отречься от истинной веры были зверски замучены и убиты.

Свой христианский подвиг Виктор совершил вместе со святыми мучениками Викторином, Никифором, Клавдием, Диодором, Серапионом, Леонидом и Папием. Его убили, посадив в большую каменную ступу и забив каменным пестом.

Святой мученик Виктор в церковном календаре вспоминается с другими Коринфскими мучениками. И обозначен день его памяти как Мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора , Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (принявших мученическую смерть в 258 году).

Сведения о житии Виктора и других мучеников, бывших учениками святого Кондрата, дошли до наших дней из минология Василия Второго (составленной в конце 10-го века) и Синаксаря Константинопольской церкви, датированного тем же веком. В Минологие житие Виктора упоминается в «Кратком греческом житии мучеников». В ряде византийских рукописей (Петров Синаксарь, Парижский Синаксарь, стишной Синаксарь Христофора Митилинского) их память чтится не 31 января и 10 марта, а 5 апреля. Эта дата вошла также и Венецианскую печатную минею 16-го века и современный календарь Греческих Церквей.

Согласно дошедшим до нас сведениям, святой жил в 3-ем веке в Коринфе (дата его рождения доподлинно не известна), главном городе Ахаии и одном из самых могущественных в то время городов Греции. В эти времена римскою империей управлял император язычник Декий (249-251), который был одним из жесточайших гонителей христианства.

Имя святого Виктора Коринфского неразрывно связано с именами других христианских мучеников, пострадавших вместе с ним за христианскую веру - это были святые Викторин, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Леонид и Папий. Все они были учениками святого пустынника Кондрата, самого почитаемого из коринфских мучеников.

Сам Кондрат провел в пустыне и детство, и юность, предаваясь там безмолвию и непрестанным молитвам. Он был обучен другими христианами врачебному делу и грамоте, и много лет провел, изучая Священное Писание. Благодаря тому, что Кондрат был хорошо сведущ в деле врачевания, его часто звали на помощь жители Коринфа, когда кто-то заболел. А он, иногда выходя из затворничества, встречался с новыми людьми и, общаясь с ними, рассказывал им о Христовом учении и его заповедях. Многие люди, прознав об этом, стали все чаще сами приходить к Кондрату в его пустынное место, чтобы посоветоваться с ним в трудных ситуациях, поговорить о Боге и послушать его наставления. То были и женщины, и мужчины города Коринфа, одним из которых был святой Виктор .

Однажды о святом Кондрате и его учениках узнали слуги правителя города и донесли ему о христианах, изучающих в пустыне Святое Писание. Разгневавшись, он приказал военачальнику Иасону и его воинам немедленно найти всех христиан, схватить и привести их к нему на допрос.

Виктор и еще несколько мужчин, святые Викторин, Никифор, Клавдий, Серафион, Диодор, Леонид и Папий, были одними из первых учеников святого Кондрата, которые были пойманы и замучены до смерти по приказу Иасона. Святых Виктора, Викторина и Никифора посадили в большую каменную ступу, а забили до смерти огромным каменным пестом. Святому Клавдию отрубили руки и ноги, и в итоге он скончался от тяжких мучений. Святого Диодора сожгли, заставив прыгнуть в разожжённый для него костер, святых Леонида и Папия утопили, а святому Серафиону отсекли голову. Случилось это 31 января 251 года.

В том месте, где эти святые мужья пролили море своей крови, вскоре забил святой источник с чистейшей водой в память всей земли о мучениях коринфских христиан .

Кондрат, также как и его ученики, был схвачен, замучен и убит по приказу военачальника Иасона, но немного позднее, 10 марта 251 года . Его долго держали в темнице, а затем мучали, повесив его тело к дереву и строгая железными гвоздями. Следом за ним мучения за Христа приняли и его ученицы - святые Феодора, Ника, Гали, Хариесса, Василисса, Нунехия, Галина и иные. Их память чтится 16 апреля по старому стилю.

Ни один из учеников святого Кондрата, в итоге, так и не отрекся от Христа, претерпев за него все выпавшие на свою долю испытания.


День памяти Виктора Коринфского празднуется Православной Церковью два раза в год:

23 марта - день памяти святого Кондрата и всех коринфских мучеников;
13 февраля - день памяти мучеников Виктора, Викторина, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона (Серапиона) и Папия.


Обычно на иконе Коринфских мучеников изображают только 7 святых которые вспоминаются в каноне: Кондрат, Павел, Киприан, Крискент, Дионисий, Анект .

Икона святого Виктора Коринфского и других коринфских мучеников в христианских храмах встречается довольно редко . Одна из не многих икон с изображением учеников святого Кондрата, включая Виктора, есть в греческом городе Коринфе в храме святого Кондрата, который расположен в районе Кринау .


В России частица мощей святого мученика Виктора Коринфского есть в храме Святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Березник Виноградовского района .






Святому мученику Виктору Коринфскому, претерпевшего за Христа тяжкие муки, молятся об укреплении христианской веры, и даровании мужества и стойкости перед лицом опасностей, нападении врагов, смертельными болезнями и душевными страданиями.

Святой Виктор Коринфский является одним из небесных заступников и божьих покровителей мужчин, носящих имя Виктор.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Викторе, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей .

23 марта свой День Тезоименитства празднует Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор Даугавпилсский и Латвийский , Константинопольский Патриархат.
Поздравляем!

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.
Виктор [лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанидаувидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.
Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559—8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242—1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт. — Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).
Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др. — в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291—1292).
Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.
http://www.sedmitza.ru/text/869233.html