Спас нерукотворный на спасской башне. На спасской башне вновь появится спас нерукотворный. Святыни Спасской башни

Спасская башня (до 1658 - Фроловская) - наиболее известная из 20 башен Московского Кремля, выходит на Красную площадь вблизи Лобного места и Покровского собора. Шатёр башни украшают часы-куранты, сделавшие Спасскую башню собирательным символом Кремля и Москвы в целом.

Башня была построена в 1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым. Изначально возведена из красного кирпича, в разные годы в зависимости от эстетических предпочтений.

Форма основания башни - четверик, который венчает многоярусное шатровое завершение с часами-курантами и богатым декоративным оформлением. Верхняя часть четверика украшена кружевным арочным поясом с башенками по углам и фигурами фантастических зверей, также в резном оформлении пояса можно обнаружить изображения цветов и ракушек, а над курантами - фигуры павлинов. Выше курантов расположена звонница, венчает башню шатёр с красной звездой на вершине.

Общая высота Спасской башни со звездой составляет 71 метр. К башне примыкает массивная отводная стрельница с проездными воротами.

История Спасской башни

В период правления Ивана III в Москве началась радикальная перестройка Кремля, в ходе которой в 1485-1495 годах взамен старых белокаменных стен и башен были возведены новые - из обожжённого кирпича. Строительство Спасской башни по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари из Милана стало начальным этапом возведения восточной линии укреплений Московского Кремля; до неё на этом месте находилась Фроловская стрельница. Так как под кремлёвскими стенами был вырыт ров, от башни через него перекинули мост.

В память о строительстве башни над воротами установлены 2 белокаменные таблички с памятной надписью на латинском (со стороны Красной площади) и русском (со стороны Кремля) языках:

В конце 16 века башню венчал деревянный шатровый верх с двуглавым орлом, но в 1624-1625 годах была проведена ещё одна перестройка: по проекту английского архитектора Христофора Галовея при участии московского мастера Бажена Огурцова над башней был возведён многоярусный верх в готическом стиле, украшенный обнажёнными фигурами-"болванами". Нагие фигуры на башне были восприняты неоднозначно, и по указу царя Михаила Фёдоровича для них были сшиты специальные кафтаны, однако, жить "болванам" в любом случае оставалось недолго - в 1628 году они сгорели при пожаре. В середине 17 века на вершину башни был вновь водружён двуглавый орёл - герб Российского государства, впоследствии установленный также на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

До Революции 1917 года слева и справа от Спасских ворот располагались часовни - сначала деревянные, затем отстроенные в камне, но в 1925 году они были снесены.

Изначально башню, как и предшествующую ей стрельницу, называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из ворот - вплоть до 1658 года, когда царь Алексей Михайлович повелел называть её Спасской, так как над Спасскими воротами были размещены иконы Спаса Смоленского (со стороны Красной площади) и Спаса Нерукотворного (со стороны Кремля).

Спас Смоленский и Спас Нерукотворный

Одной из особенностей башни, благодаря которой она получила своё современное название, стали размещённые над проездными воротами иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного.

Образ Спаса Смоленского был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска и помещён над воротами со стороны Красной площади. В 1521 году, когда Москве удалось избежать осады войсками хана Мехмед-Гирея, взамен иконы на стене была нарисована фреска, на которой изображён Спаситель с раскрытым Евангелием и припадающие к его ногам святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В годы советской власти образ был заштукатурен и долгое время считался утраченным, так как в официальных документах не было зафиксировано, что с ним произошло, а у специалистов не было точных сведений о том, был ли он нарисован на стене или являлся отдельным элементом. Когда в 2000-х годах был поднят вопрос восстановления иконы, её долго искали в запасниках художественных музеев, но в итоге образ был обнаружен под слоем штукатурки на своём законном месте: в 2010 году его расчистили и восстановили.

Появление образа Спаса Нерукотворного на внутренней стороне ворот (со стороны Кремля) связано с эпидемией чумы, прокатившейся по России в середине 17 века. Москва сильно пострадала от эпидемии, но один из городов - Хлынов (совр. Киров) - она обошла стороной; пошли слухи, что причина избавления Хлынова от болезни - чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились жители города. В 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича образ доставили в Москву. Разместив оригинал иконы в Новоспасском монастыре, с неё сделали два списка: первый отправили в Хлынов, второй разместили на внутренней стороне ворот Спасской башни. К сожалению, в советские годы образ был уничтожен, а оригинальная икона пропала; на сегодняшний день киот на внутренней стороне ворот Спасской башни остаётся пустым.

Куранты Спасской башни

- вероятно, самые известные часы России, ведь именно по ним россияне встречают Новый Год - перезвон кремлёвских курантов стал одной из самых ярких новогодних традиций мира.

Куранты установлены на верхнем четверике башни со всех четырёх сторон и имеют внушительные размеры:

Диаметр циферблата - 6,12 метра;

Длина минутной стрелки - 3,27 метра;

Длина часовой стрелки - 2,97 метра;

Высота римских цифр - 0,72 метра.

Часы имеют музыкальный механизм: в 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 исполняется гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 - мелодия хора "Славься" из оперы Глинки "Жизнь за царя".

Впервые часы на Спасской башне появились ещё в 16 веке и о них практически ничего неизвестно. В 1625 году по проекту Христофора Галовея старые часы заменили новыми, которые имели уникальное строение: часы отсчитывали дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка была неподвижна - вращался сам циферблат. В 1705 году по указу Петра I часы были переделаны на немецкий лад: с циферблатом на 12 часов, а в 1770 на башню установили английские часы. Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Бутенопами в 1851-1852 году.

Звезда Спасской башни

Звезда на вершине Спасской башни появилась в 1935 году, когда советская власть пожелала водрузить на кремлёвские башни новый символ взамен идеологически устаревшего двуглавого орла.

Первые кремлёвские звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, в середине размещались позолоченные серп и молот, выложенные уральскими самоцветами. Звезду на Спасской башне, помимо прочего, украшали расходящиеся из середины лучи. К сожалению, звёзды 1935 года быстро потускнели под воздействием погоды, и уже в 1937 году их заменили светящимися рубиновыми, которые можно увидеть и сегодня.

Размах лучей звезды на Спасской башне составляет 3,75 метра.

Спасская башня на сегодняшний день является одним из символов Москвы и видной достопримечательностью туристических маршрутов.

Добраться до Спасской башни можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен.

До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплен царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России начиная с царя Михаила Федоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.

Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил . Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации и получила благословение приснопамятного .

Для предварительной проработки вопроса при Фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, которую возглавил президент ОАО «РЖД», председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного . В группу также вошли директор ФСО РФ Е.А. Муров, заместитель директора ФСО РФ С.Д. Хлебников, управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) А.В. Кибовский, генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, президент Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта М.И. Якушев.

Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.

24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными.

4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне.

В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654-1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т.е. Спаситель, Смоленский».

С древних времен икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.

В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.

Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).

Икона святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV - началом XVI века.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

Патриархия.ru

Любовался и знаменитой Спасской башней Московского Кремля .

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже - в 1624-1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота – самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня - квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота - 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла - герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851-1852 гг. на 8-10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Звезда на Спасской башне Московского Кремля

В 1935 году Царского орла на Спасской башне сменила первая пятиконечная звезда - символ советской эпохи. Она была медная, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Через 2 года ее сменила рубиновая звезда. Первая звезда теперь венчает шпиль Северного речного вокзала . Размах крыльев новой звезды составляет 3,75 метра. Это чуть меньше, чем у первой. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт.

В субботу (28 августа) в Москве состоялась официальная церемония открытия надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Кремля. Несмотря на дождливую погоду, в торжестве приняли участие более тысячи верующих. Процедуру освящения и благословения иконы провел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам российского лидера Дмитрия Медведева, присутствовавшего на церемонии, икона даст дополнительную защиту народу России.

В 15 часов по московскому времени, одновременно с боем кремлевских курантов, глава государства и Святейший Патриарх вышли из первого корпуса Кремля и прошли через ворота Спасской башни. После молебна Патриарх Кирилл взошел на украшенный белыми цветами постамент, который приблизил его непосредственно к иконе. Глава Русской православной церкви окропил надвратную икону и благословил верующих.

Выступая после освящения иконы, президент Медведев поблагодарил всех, кто помог в сохранении и восстановлении святыни:

“Я уверен, с момента обретения и освящения икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть – и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну”.

Теперь каждый, кто придет на Красную площадь, под рубиновой звездой, венчающей башню, и знаменитыми курантами, увидит лик Христа. Почти 80 лет эта историческая и религиозная реликвия была скрыта от человеческих глаз. Икона считалась утраченной. Ее второе рождение – знаковое событие для современной России.

Обнаружение фрески над воротами Спасской башни в мае этого года стало настоящей сенсацией. В 1930-е годы она была замурована. Советская власть, проповедовавшая атеистическую идеологию, не могла смириться с тем, что каждый, кто входил в Кремль через главные ворота, поклонялся святому образу. Было дано распоряжение убрать изображение. Задание реставраторы выполнили, икону закрыли, но, как оказалось, не уничтожили, а сделали все, чтобы сохранить ее для потомков. Открылась тайна после того как весной был сделан зондаж киота – специальной ниши над воротами башен, где помещался святой образ. Об этом рассказал руководитель реставрационных работ Сергей Филатов:

“Под слоем штукатурки, которую мы все эти годы видели, находятся металлические решетка и сетка. Они отстоят от красочного слоя иконы примерно на десять сантиметров. То есть там имеется воздушная прослойка. Живопись выполнена по известковой штукатурке. На Спасской башне – в масляной технике, последнее поновление этой росписи, по документам, было сделано в 1896 году”.

Почти три месяца кропотливого труда потребовалось лучшим современным специалистам, чтобы вернуть икону на всеобщее обозрение. Причем извлечь ее из-под штукатурки, не повредив, оказалось значительно сложнее, чем реставрировать. Просто невероятно, но более восьмидесяти процентов изображения уцелело, не скрывая удивления, сообщил художник-реставратор Константин Муравьев:

“Работа по раскрытию проведена большая. На иконе было много застывших цементно-известковых фрагментов. Когда икону замуровывали, рабочие бросали через сетку цемент. За 80 лет раствор сильно окаменел”.

После удаления мельчайших частиц и заполнения недостающих фрагментов авторской живописи художники с микроскопической точностью нанесли золотую краску. И икона Святителя предстала практически в первозданном виде. Христос держит в руках Евангелие, у его ног склонились два русских святых – Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Фреска появилась на Спасской башне в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Традиция помещать икону на воротах, ведущих в город, существовала на Руси издавна. Терять икону считалось дурным знаком, обретать – чудом. Нынешнее явление иконы, конечно же, чудо. Но оно не могло бы свершиться, не будь людей, благодаря профессиональному умению и нравственной силе которых удалось спасти бесценную реликвию.

Напомним, с инициативой восстановления надвратных икон Кремля выступил в 2007 году Международный фонд Андрея Первозванного, на счету которого немалое количество подобных акций. Инициатива получила поддержку президента и благословение патриарха, а затем и была претворена в жизнь.

Слово Предстоятеля Русской Церкви после освящения иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Дорогие отцы, братья и сестры, народ наш российский!

Народ - это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты беспрецедентные попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь.

Удивительна история икон. По приказу власти они должны были быть уничтожены, но ведь нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены.

В этой истории с иконами - символ того, что произошло с нашим народом в XX веке. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа. Она хранилась нашими бабушками и матерями, она хранилась исповедниками и мучениками, она хранилась теми, кто не жалел жизни ради того, чтобы сохранить веру. И когда по милости Божией с народом и Отечеством нашим произошло то, что происходит ныне с этими иконами, явился миру лик нашего народа.

Как замечательно отреставрированы эти иконы - тщанием добрых людей, при поддержке государства, по молитвам Церкви! Так пусть во всю силу просияет лик нашего народа, являя подлинные цели, величайшую совместную ответственность и готовность служить Отечеству своему не щадя живота!

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, за Ваше личное участие в этом важном символическом действии. Хотел бы также поблагодарить Владимира Ивановича Якунина и многих других, кто содействовал возвращению этих святых икон. То, что сегодня происходит, свидетельствует о том, что сложение сил государства, Церкви и институтов гражданского общества ради достижения общих и важных целей дает нам замечательный пример солидарности.

Пусть Господь поможет стране нашей преодолевать стоящие на ее пути трудности, чтобы совместно возрождать тысячелетний прекрасный лик Руси. Храни вас всех Господь.

Как проходила реставрация икон на кремлевских стенах

Специалистам предстоит снять толстый слой штукатурки и армированной сетки, появившиеся в 30-х годах прошлого века.

Под бой курантов – ровно в 11:00, при большом стечении зрителей – туристов и гостей столицы, и под присмотром большого начальства художники-реставраторы наносят первый удар.

Почти восемь десятилетий святыня была сокрыта от взоров под слоем штукатурки. Причём, не просто штукатурки. Это сверхпрочный раствор, армированный стальными прутьями толщиной почти в палец и специальной монтажной сеткой. Теперь этот панцирь надлежит снять, причём так, чтобы не повредить сам образ.

Перед Парадом Победы в конце апреля специалисты проделали два шурфа в киоте, что над воротами Спасской башни. И обнаружили образ, считавшийся утраченным. Теперь его восстанавливают.

А то, что икона хорошо сохранилась, заметно и неспециалисту. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату её написания. Известно лишь, что он посвящён избавлению Москвы от нашествия хана Мехмед-Гирея, которое случилось в 1521-м году. Преподобные Сергий и Варлаам молили тогда Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмед-Гирей отступил. Весь этот сюжет на иконе. Спас Всемилостивый горел, но лишь опалился и страдал от наполеоновского нашествия. Но потом его несколько раз реставрировали.

– Мне кажется, здесь пузырей особых не будет, здесь штукатурка может быть неровной.

– Дай Бог.

– Очевидно, здесь слегка гвоздями выпирает.

– По ощущениям, не чувствуется, что пузырится.

Удивительно, но историки пока не могут точно установить, когда же был сокрыт образ. И кто отдал тот приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие – что в 37-м году. Очевидно лишь, что исполнитель сделал всё, чтобы фреска сохранилась для потомков.

«Русские люди – они весьма находчивые, могу представить ситуацию, когда какой-нибудь большой чин произнес фразу – убрать с глаз долой! – что и было выполнено в полном соответствии с этим поручением. С глаз долой убрали, но причём так, что она сохранилась до наших дней», – отметил Владимир Якунин, председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД».

Художники-реставраторы снимают слой штукатурки буквально по сантиметру. И, скорее всего, во вторник всю икону открыть не удастся. На это уйдёт не меньше недели.

«После этого начнётся реставрация живописи. Пока это только подготовка. Сам реставрационный процесс займёт два-три месяца, это в лучшем случае. Ну а, может быть, и больше», – поясняет Сергей Филатов, художник-реставратор, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Еще одна святыня, которую вернут россиянам, находится на Никольской башне. В 17-м году по ней били прямой наводкой большевики. Но надвратный образ Николая Угодника каким-то чудом уцелел. Но и его потом заштукатурили. Совсем скоро и этот незримый образ станет зримым и его будет видно издалека для всех, кто входит на Красную площадь со стороны Никольской улицы.

Стреляя по Образу из винтовок и орудий…

Предлагаем вниманию читателей ряд исторических свидетельств, описаний и документов, рассказывающих об этих образах.

Икону – завесить!

Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном

В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.

…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»

Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя , нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере - Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» - флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца - Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:

«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей - Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.

Расстрелянная икона

Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…

Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы - один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.

В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы » с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой - с храмом и сохранившейся правой - с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии - в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.

Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. - митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.

В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. - временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.

Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.

Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Творимая легенда

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.
По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год. Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие… Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ.. ПРИДЕТСЯ БЕГАТЬ ТЕПЕРЬ 60 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ С ОГНЕМ ЗАЖЖЕННЫМ ОТ ЗАЖИГАЛКИ.12 октября огонь будет в Смоленске?!

На Спасской башне располагается икона, на которой изображены Спаситель с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Икона написана в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.
В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева.
Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала, как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой - Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: "Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?" Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа, вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения (Сказание о Владимирской иконе Богоматери, издание 1849 года).

Икона святителя Николы Можайского на Никольской башне датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими было воспринято как чудо.

28 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятил отреставрированную надвратную икону Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: