Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память. Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий Бой стерегущего

К 110-летию подвига моряков русского миноносца

На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.

Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.

Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».

Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…

Видя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик». Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе - их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!»

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль. Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России. О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.

Но слава, память светлая пребудет навсегда,

О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг. Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание - насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью. Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин. Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода. Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь. К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал. В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся история нашего флота полна настоящими подвигами», - писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков. Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения. Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности». Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения. Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог. Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ. Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически. После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов. Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил:

Вы русскими кончили бой моряками.

Последнюю отдали Родине честь:

Кингстоны открыли своими руками

С такою же волей железной, как здесь,

На этом гранитном крутом пьедестале…

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем.

Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году. Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.

Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота. А в 2008 году был построен уже пятый - корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…

Специально для Столетия

Миноносец «Стерегущий» был заложен в 1900 году на Невском заводе. Первоначально он носил название «Кулик». В 1902-м корабль спустили на воду в Порт-Артуре. На Дальний Восток судно доставили по частям по железной дороге. Русско-японская война началась именно в Порт-Артуре, на внешнем рейде которого японский флот внезапно атаковал 1-ю Тихоокеанскую эскадру.

Спустя месяц, утром 26 февраля (10 марта) 1904 года, возвращаясь с разведки у островов Эллиота, «Стерегущий» и «Решительный» встретили четыре японских миноносца, к которым затем присоединились еще два крейсера. Противник имел преимущество в артиллерии и скорости. Спеша к Порт-Артуру, русские корабли пытались отстреливаться, однако силы сторон были неравными.

Командир «Решительного» спас корабль после разрыва барабанных перепонок

Командир «Решительного» был контужен, но даже с разрывом барабанных перепонок смог увести корабль в Порт-Артур. У «Стерегущего», на котором японцы сосредоточили основной огонь, дела обстояли хуже. Один из снарядов разорвался в угольной яме и повредил два котла. После этого миноносец начал терять скорость. Следующим снарядом были выведены из строя остальные котлы, и корабль окончательно остановился. Его орудия замолчали.

Командир «Стерегущего» Александр Сергеев

Японцы прекратили бой и взяли корабль на буксир. Когда к разрушенному остову приблизилась шлюпка противника, вода уже наполнила жилую палубу. Из-за пробоин миноносец начал погружаться на дно. Пока японцы возились с буксировкой (они успели поднять над судном свой флаг) к месту боя подошли крейсера «Новик» и «Боян». Подкрепление открыло огонь по вражеским миноносцам, и те отступили. «Стерегущему», однако, помочь уже было нельзя. Дымящаяся груда металла затонула в 7 милях от Ляотешаня.

В марте 1904 года в английской газете «Times» со ссылкой на японские источники появился рассказ о двух русских моряках, открывших кингстоны, чтобы не допустить сдачи корабля. Впервые эта версия была опубликована в газете «Новое время». В 1911 году в присутствии Николая II в Санкт-Петербурге был открыт памятник, посвященный героической гибели миноносца и изображающий этих матросов.

Русские миноносцы отправляли на разведку без подкрепления

Историческая комиссия при Морском Генеральном Штабе, изучавшая подробности всех боев русско-японской войны, не смогла подтвердить версию про кингстоны. Было отмечено, что показания выживших участников боя слишком разноречивы и сбивчивы, чтобы считать их достоверными. Комиссия заключила: «Пусть легенда живет и живит новых героев на будущие беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом миноносец «Стерегущий» после часового, до последнего снаряда, боя пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».


Памятник «Стерегущему» в Санкт-Петербурге

Экипаж корабля состоял из 52 человек (48 погибли, уцелели 4). Погиб и командир Александр Сергеев (в его память был заложен эсминец «Лейтенант Сергеев»). Точно так же присваивалось российским и советским судам имя самого «Стерегущего».

В бою были тяжело повреждены «Акебано» и «Сазанами». Раненых русских моряков японцы доставили в Сасебо. Пленным зачитали письмо морского министра: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защитили его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю Вас — вы молодцы». После возвращения на родину выжившие были награждены Георгиевскими крестами.

Героизм экипажа мог и бы не потребоваться, если бы два миноносца не были отправлены на разведку без поддержки, в то время как было известно, что рядом с Порт-Артуром курсируют японские корабли. Адмирал Макаров извлек урок из гибели «Стерегущего» и в дальнейшем отправлял миноносцы на разведку только под прикрытием. Он же командовал крейсерами, пришедшими на помощь тонущему кораблю. Капитан 1-го ранга Владимир Семенов отмечал, что «отныне адмирал мог смело говорить: «моя эскадра». Отныне все эти люди принадлежали ему и душой, и телом». 31 марта (13 апреля) Степан Макаров погиб при обороне Порт-Артура на броненосце «Петропавловск».

Памятник миноносцу «Стерегущий» открыли в присутствии императора Николая II , премьер-министра Петра Столыпина и председателя Госдумы Михаила Родзянко . Среди караульных был кочегар Алексей Осинин - один из четырёх моряков, выживших в бою корабля с четырьмя японскими крейсерами.

Эскадренный миноносец «Стерегущий» заложили в 1900 году на Невском заводе. Но портом приписки для него стал Порт-Артур. Местом гибели в 1904-м году тоже стал Порт-Артур. сайт выяснял, как цепь роковых событий привела к трагической развязке.

Море кишело японцами

В конце февраля 1904 года русско-японская война уже была в разгаре. Японские корабли частенько наведывались на рейд, бомбардировали русскую батарею Порт-Артура, нападали на корабли. Ходили слухи о подготовке к высадке японского десанта на берег. Командование флота, вице-адмирал Степан Макаров , генерал-адъютант, наместник императора на Дальнем Востоке Евгений Алексеев страстно желали узнать, где же базируются японские корабли, откуда они приплывают, откуда они посылают на таран свои теплоходы, начинённые взрывчаткой и зажигательными смесями - не из самой ведь Японии!

«Стерегущий» затонул во время разведывательной операции. Фото: Public Domain

В ночь с 25 на 26 февраля 1904 года разведывательную миссию поручили выполнить двум миноносцам - «Стерегущему» и «Решительному». Им приказали обследовать близлежащие острова, а обнаруженные японские корабли, по возможности, потопить торпедами.

Ночью разведчики наткнулись на одинокий огонь японского крейсера. «Решительный» ринулся в бой, но на полном ходу из его труб стали вырываться языки пламени. Японцы заметили всполохи огня и тоже решили нарушить маскировку. Один за другим стали зажигаться боевые огни. «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили японскую базу! И очень вовремя они собрались оттуда убраться и попытаться донести разведданные в порт.

На заре миноносцам удалось оторваться от преследователей. Корабли шли открытым морем прямо в порт, но в 20 милях от него столкнулись с другим караваном японских крейсеров. Они охотились на русские корабли.

Итог завязавшегося боя печален: «Стерегущий» затонул. «Решительный» смог укрыться от японцев под защитой береговой батареи.

Смерть по документам

«Стерегущий» не смог уйти из-под обстрела, потому что один из первых японских снарядов повредил ему два котла, другой пробил борт, и вода затопила топки. Миноносец встал и вынужден был принять бой. Он стоял один против четырёх около часа. Погибли четыре офицера и 44 моряка низших чинов.

Наместник Императора Николая II на Дальнем Востоке генерал-адъютант Евгений Алексеев телеграфировал в Санкт-Петербург: «Командующий флотом вице-адмирал Макаров доносит: 26-го февраля 6 миноносцев, из них 4 под общим начальством капитана 1-го ранга Матусевича, встретились с миноносцами неприятеля, за которыми появились крейсеры. Произошла жаркая схватка, в которой миноносец «Властный», под командой лейтенанта Карцева, миной Уайтхеда потопил неприятельский миноносец. При возвращении миноносец «Стерегущий», под командой лейтенанта Сергеева, был подбит, лишился машины и начал тонуть. В 8 часов утра пять миноносцев возвратились. Когда выяснилось критическое положение «Стерегущего», я перенёс свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 неприятельских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен…»

Сохранились и свидетельства с японской стороны. Мичман Ямадзаки , возглавивший призовую команду (небольшой отряд, выдвигающийся на побеждённый корабль за трофеями), осматривавшую «Стерегущий», докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперёк, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя».

Японцы попытались отбуксировать миноносец, но он под тяжестью набранной воды затонул.

Две смерти кочегара Новикова

Через некоторое время английская газета «Таймс» опубликовала заметку о том бое, в которой сообщалось, что «Стерегущий» не утонул, а был затоплен героями-матросами, не желавшими сдавать свой корабль врагу. Они видели, что на борт поднимается призовая команда, поэтому заперлись в трюме, открыли кингстоны и утонули вместе с миноносцем.

Скоро это сообщение попало и в русские газеты. О подвиге пошла молва. А в 1905 году даже Морское ведомство опубликовало официальный отчёт об обороне Порт-Артура, в котором упоминалось и о гибели «Стерегущего»: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны... Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги русского флота».

Некоторые газеты приписывали подвиги морякам Василию Новикову и Ивану Бухареву . В легенду поверили, хотя они вовсе не уснули под волнами.

«Открывавший кингстоны» Василий Новиков за тот бой получил два Георгиевских креста. Вернулся из плена и поселился в родной Еловке Красноярского края. В силу вполне понятных причин герой войны не был на открытии памятника, мог даже и не знать о том, что его героизм и подвиг его товарищей увековечен таким метафоричным образом.

Но, по некоторым данным, моряк всё же увековечил память о себе, правда, не упоминая о своей «первой смерти». В японском плену он якобы встретил капитана I ранга Селецкого , командира парохода Добровольного флота «Екатеринослав». В лагере трюмный машинист Новиков рассказал командиру свою версию гибели миноносца. Селецкий приводит её в своих воспоминаниях: «Стрельба со «Стерегущего» прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделения на палубу, так как его котел повреждён, и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послать их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец, он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооружёнными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают...»

Смерть настигла Новикова по легенде в 1904 году. А по-настоящему - в 1919-м. Его убили односельчане за помощь колчаковцам.

Сложно упрекать моряка в симпатиях к адмиралу, с которым он сражался бок о бок, когда тот ещё был лейтенантом и командовал миноносцем «Сердитый».

Памятник «Стерегущему»

Памятник миноносцу. Фото: Public Domain

Конечно, скульптора Константина Изенберга и архитектора Александра фон Гогена на создание памятника вдохновила именно легендарная часть подвига экипажа миноносца. Монумент изображает моряков в трюме, открывающих иллюминатор и кингстоны. На них льётся морская вода. Два героя запечатлены в момент незадолго до их гибели, когда роковое решение уже принято. Был некоторый спор, делать ли памятную надпись о подвиге двух конкретных людей, но он разрешился повелением Николая II - считать, что памятник сооружён в память о подвиге всех моряков миноносца «Стерегущего».

К работе над памятником приступили в 1905 году, на пике славы подвига моряков. Примечательно, что сначала на монумент и впрямь лилась вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. Но в 1935 году подачу воды прекратили, чтобы сохранить скульптуру. В 1947 году трубы, подающие воду, восстановили, но в 1971 году воду подавать прекратили окончательно.

Мужество экипажа русского миноносца потрясло и врага. В Японии его команде тоже поставлен памятник: на стеле из чёрного гранита выбиты слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

10 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура в неравном бою с японскими кораблями погиб русский миноносец «Стерегущий».
Миноносцы - корабли небольшие, и их гибель в морских боях отнюдь не редкость. Возможно, этот случай остался бы только в памяти свидетелей боя, да в штабных документах, но судьба распорядилась иначе.



Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Примечательно, что за несколько недель до этого газеты многих стран описывали подвиг «Варяга», и вот подобный подвиг совершает «Стерегущий», подтверждая, что русские моряки предпочитают гибнуть в бою, но не сдавать свой корабль врагу. Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. Вскоре палуба миноносца представляла из себя груду искореженного металла, среди которого лежали тела убитых моряков.

Японцы, подойдя на вельботе к миноносцу, чтобы взять его на буксир, увидели, что «35 убитых и раненых лежали на палубе русского миноносца. Но два матроса «Стерегущего» заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он считал своей: открыв кингстоны, они наполнили миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах». Естественно, что статью перепечатали и российские газеты, которые часто черпали информацию у иностранных коллег. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны всей стране.
Подвиг моряков произвел большое впечатление на российское общество, о нем долго писали газеты, ему посвящали стихи, проводили благотворительные акции по сбору средств семьям погибших моряков. Художник Н.С. Самокиш написал картину, на которой изобразил матросов, открывающих кингстон на гибнущем корабле. Уже после войны скульптор К. В. Изенберг на основе этой картины создал проект памятника «Двум неизвестным морякам-героям».
Императору памятник понравился, и был подписан контракт на его сооружение. Тогда-то и решили уточнить все детали легендарного боя, чтобы поместить на постаменте соответствующую надпись.

Оказалось, что в реальности события развивались немного не так, как их описывали газеты. На рассвете 10 марта возвращающимся из разведки миноносцам «Стерегущий» и «Решительный» путь к Порт-Артуру преградили 4 японских миноносца, обладавших более мощным вооружением. Русские корабли попытались прорваться с боем, но это удалось только «Решительному». У «Стерегущего» от прямого попадания снаряда были повреждены котлы, и он продолжил бой, практически потеряв ход. Не смотря на значительное превосходство противника, «Стерегущий» вел бой почти час.
Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Когда он погиб, командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек (одной калибра 75 мм и трех калибра 47 мм), но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения и пробоины. На палубе «Стерегущего» укрыться негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились те, кто еще мог вести бой. По свидетельству уцелевших, дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман К. Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал тяжело раненый инженер-механик В. Анастасов.

Когда замолчало последнее орудие, умирающий сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина смог выбросил за борт сигнальные книги, привязав к ним груз. На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, которые исполнили ценой жизни последний приказ командира: «Выполнить свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного судна» . Собственно, захватывать японцам уже было нечего. Это подтверждает и мичман с японского корабля: «Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию...» .

К моменту подхода японского вельбота «Стерегущий» был полузатоплен, с него смогли снять только двух живых матросов и еще двух подобрали из воды, куда их отбросило взрывом. Японцы попытались буксировать «Стерегущего», но корабль продолжал погружаться и трос оборвался.
От Порт-Артура на помощь миноносцу уже спешили крейсера, посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что и они получили повреждения, имели убитых и раненых. Больше других пострадал миноносец «Акебоно», в который попало около тридцати снарядов. Английский корреспондент описал гибель русского корабля весьма правдиво, кроме одного: кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. В этом уже не было необходимости, да их и нет на кораблях этого класса. По большому счету, подвиг моряков не нуждался в дополнительной героизации, но легенда о кингстонах оказалась живучей. Японцы были поражены стойкостью русских моряков, возможно, это и послужило рождению легенды.
В Японии еще с самурайских времен умели уважать мужество своих противников. Не зря же они сохранили русское название на поднятом со дна «Варяге», а морякам «Стерегущего» даже поставили памятник с лаконичной надписью - «Тем, кто больше жизни чтил Родину» .

Но вернемся к памятнику в Петербурге. Императору представили докладную, в которой изложили подробности боя и опровергли версию о двух неизвестных героях, открывших кингстон. На ней монарх наложил резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий ». Естественно, что ранее предполагавшуюся надпись делать не стали, но сам памятник оставили без изменения. Памятник в присутствии императора торжественно открыли 26 апреля 1911 года в Александровском парке. Когда отмечали 50-летие подвига «Стерегущего», на постаменте памятника укрепили бронзовую доску со списком его экипажа и изображением легендарного боя. Подвиг моряков «Стерегущего» увековечили не только в памятниках (уже в наши дни еще один установлен в Кронштадте), в апреле 1905 года российский военный флот пополнили два миноносца - «Лейтенант Сергеев» и «Инженер-механик Анастасов», а на Невском заводе заложили минный крейсер «Стерегущий». С этого времени корабль с гордым именем «Стерегущий» постоянно находится в составе флота.

А легенда о кингстонах продолжает свою собственную жизнь, даже в наши дни её можно встретить в публикациях о подвиге экипажа «Стерегущего», видимо, этому способствует и сам памятник. Еще в далеком 1910 году, предвидя такое развитие событий, начальник Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин сказал: «Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги». И подобных подвигов российский флот знает немало. Так, в 1915 году погибла, приняв неравный бой, канонерская лодка «Сивуч», а в начале Великой Отечественной войны до последнего вел бой с тремя немецкими эсминцами сторожевой корабль «Туман».

См.также:

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.