Самоуправление в школе. Из опыта работы. Доклад к педсовету "ученическое самоуправление в современной школе" Ученическое самоуправление в школе сегодня и завтра

1) Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.

Одна из задач школьной системы образования - подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей .

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать своё право на участие в управлении образовательным учреждением. Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику - не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге - на направление развития школы. Такое самоуправление - это способ превращения учеников из «клиентов» образовательного процесса в его заказчиков.

Для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института, необходимо создать, как минимум, следующие базовые условия:

Наделение ученического самоуправления правами по участию в управлении школой - реальными полномочиями, которые дают возможность серьезно влиять на школьную политику;

Разработка технологии ученического самоуправления, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;

Передача ученическому самоуправлению эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы. Преимущественно, это технологии, используемые в работе общественных организаций;

Создание системы поддержки развития ученического самоуправления, в том числе на уровне образовательной политики, в области выстраивания взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей школьных активистов.

При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы -- образуется новый орган самоуправления.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

· представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления

· разрешение конфликтов - посредничество в разрешении конфликтов внутри школы на принципах добровольности

· информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

· шефское направление - организация шефства старших над младшими

· внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

· организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

· правозащитное направление - защита прав учеников в школе

Приведенный список не является исчерпывающим. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

2) Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса .

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Учить самоуправлению -- значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление -- значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними -- главная задача управления школой.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей и педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов -- организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом .

в МБОУ « 2-Имангуловская средняя общеобразовательная школа »
Школьное ученическое самоуправление – это составная часть системы управления коллективом учащихся школы. Органы школьного самоуправления выражают интересы всех учащихся школы. Ученическое самоуправление даёт возможность самим учащимся планировать и организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить интересные творческие дела и мероприятия.
Работа в школьном ученическом самоуправлении готовит подростков к последующей гражданской деятельности; приобретается социальный опыт, умение самостоятельно планировать и реализовывать запланированное, а так же нести ответственность за свою деятельность. Дети учатся сотрудни­честву, как со своими сверстниками, так и взрослыми, получают воз­можность не только выражения, но и защиты своих прав и интересов.
В настоящее время МБОУ « 2-Имангуловская средняя общеобразовательная школа » является одной из типичных малокомплектных школ. Количество учащихся в классах колеблется от 2 до 9 человек, всего в школе занимается 61 ученик. В такой школе свои особенности. Малое количество детей в классе,с одной стороны, создает все возможности для организации индивидуальной работы с учащимися, с другой стороны, на ребенка на каждом уроке увеличивается учебная нагрузка в плане взаимодействия учитель-ученик, присутствует постоянная напряженность школьника.
В проведении воспитательной работы и организации ученического самоуправления такой школы возникают известные трудности, главные из которых заключаются в ограниченных возможностях развития учащихся, обусловленных узостью круга их общения и проявляющихся в снижении уровня развития речи, эмоциональной сферы детей, высокой утомляемости учеников, связанной с малой наполняемостью классов. В затруднении оказываются классные руководители из-за невозможности организовать

интересную внеклассную работу в коллективе, наладить деятельность

по самоуправлению в коллективе с малой наполняемостью. Выход из этого

положения мы нашли через создание и деятельность в нашей школе

ученического самоуправления.
Самоуправление -принцип управления малыми сообществами,

общественными организациями и объединениями.


Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающее развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление в школе осуществляется путем заседаний «Школьной Думы» по разработанной программе.
« Школьная Дума » - разноуровневая система школьного ученического

самоуправления.


1-й уровень – ученическое самоуправление в классе

2-й уровень -общешкольное ученическое самоуправление


Ученическое самоуправление в классе осуществляется Советом отряда класса.
В состав Совета класса избираются активные представители классного

коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы: староста,

ответственный за учебную работу, за спорт, за дежурство, за досуговую

деятельность, за художественно- оформительскую деятельность.


Школьная Дума – это …
-Управление жизнью класса и школы
-Организация дел для своего класса, школы, а значит и для себя
-Решение проблем и задач, поставленных перед классом
-Школа ответственности, доверия, лидерства и взросления.
Во главе « Школьной Думы » стоит президент.

Президента школы избирали на 2 года прямым тайным голосованием

учащиеся 4-11 классов.

Президент осуществляет исполнительные, распорядительные и

контрольные функции.
« Школьная Дума » является высшим органом ученического самоуправления

школы и его заседания проводятся один раз в месяц. В состав думы

входят: президент школы, министры действующих министерств, вожатый,

представители родительской общественности. Утверждение членов думы

проходит на общешкольной ученической конференции.
« Школьная Дума » образует следующие министерства: министерство спорта, министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство печати, министерство науки, министерство внутренних дел.
Целью деятельности органов школьного ученического самоуправления

является: развитие творческой инициативы учащихся, формирование их

активной жизненной позиции, опыта деятельного участия в жизни своего

коллектива;


Задачи, решаемые « Школьной Думой »:
-Обеспечение эффективного взаимодействия учащихся, их родителей и

учителей в условиях развития воспитательной системы школы.

Оптимальное решение повседневных задач воспитания с учетом

личностно - ориентированного подхода и концепции школы.

Приобретение детьми знаний, умений и навыков самоуправления,

демократического стиля взаимоотношений.

Самовоспитание и саморазвитие детей в условиях существующей

воспитательной системы школы.


Ученическое самоуправление решает следующие вопросы:
организация учебно-исследовательских, культурно-массовых, спортивных и

других мероприятий;

Содействие содержанию и сохранению в надлежащем порядке помещения,

имущества, на территории школы;

Содействие соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;

Сотрудничество с общественными организациями: ДПиШ (с.Октябрьское), ДЮСШ (с.Октябрьское), 2-Имангуловский сельский дом культуры и 2-Имангуловская сельская библиотека.


Президент и министры действующих министерств школы:
проводят ученические собрания;

Опросы, анкетирование с целью выявления мнений, с учетом которых

планируется и организуется работа совета;

Вносят свои предложения по вопросам внутришкольной жизни на

обсуждение администрации школы, педагогического совета, активов классов.

В этом и прошлом учебном году организовали и провели: День

самоуправления, президентские выборы, общешкольные мероприятия (день пожилых людей, день Матери, 8 марта, 23 февраля и тд.).

В конце учебного года на последнем заседании подводятся итоги и

результаты работы ученического самоуправления, где рассматриваются

вопросы об эффективности « Школьной Думы » и задачи на следующий учебный год.


В качестве дополнительного материала, предлагаем Вам деловую игру «Школьный ученический совет»
Следующие ситуации помогут понять, как орган самоуправления может реагировать на те или иные школьные проблемы. Группа играет роль ученического совета и показывает свой способ действий в формате деловой игры.
Задание: «Представьте, что в ученический совет поступила просьба о помощи в разрешении той или иной ситуации. Обсудите в микрогруппах возможные способы действий ученического совета и выберите наилучший. После этого будьте готовы продемонстрировать ваш способ решения проблемы».
После обсуждения ситуации в группах, ведущий распределяет среди ребят роли персонажей, действующих в данной ситуации.
Ситуация 1. Учитель выгнал ученика из класса за недисциплинированность и отказался впредь пускать его на уроки.

Часто при работе с подобными ситуациями группы пытаются разобраться, кто прав, а кто виноват - устраивают расследование. «Ученический совет» вызывает «на ковёр» ученика, расспрашивает его с пристрастием, затем проделывает то же самое с учителем, свидетелями. И в итоге выносит свой вердикт, подчас не в пользу ученика: «Ты сам во всём виноват, в следующий раз веди себя хорошо».

Ведущий может сыграть в этой ситуации роль директора и дать этим попыткам жёсткий отпор: «Я не допущу, чтобы школьники обсуждали учителей! Я уже всё решил, ваше участие не требуется. Нам с вами не о чем разговаривать». В этом случае ребята увидят, что стратегия расследования ни к чему не приводит.

В данной ситуации,ученический совет не должен разбираться, что произошло и кто виноват - это работа специалистов.

Задача ученического совета - помочь защитить права и интересы школьника.

Во-первых, ученическому совету следует добиться от администрации, чтобы ученика пустили на уроки. Педагог не имеет права отстранять школьников от уроков, а в случае проступков следует использовать те виды наказаний, которые разрешены школьным уставом.

Во-вторых, ученический совет может обратить внимание администрации школы на то, что необходимо выяснить причины проблем ученика и подключить к решению этих проблем специалистов. Этим должны заниматься психолог, социальный педагог, классный руководитель и прочие педагогические работники - ученический совет не может выполнять эту работу вместо них.

Ситуация 2. Ученики не согласны с решением администрации школы ввести со следующего года классы сильного и слабого уровня подготовки, они не хотят «перемешиваться» и желают продолжать учиться в своих классах.

Часто группы, вместо того, чтобы выслушать «школьников» и понять, что именно для них является проблемой, начинают убеждать их, что никакой проблемы вообще нет: «И что? Ведь это делается для вас! Профильные классы позволят вам лучше подготовиться к поступлению!»

Ученический совет должен понять, в чём заключается проблема для учеников, и поставить её перед школьной администрацией. Возможно, есть какие-то другие варианты организации учебного процесса, кроме организации классов сильного и слабого уровня подготовки. Возможно, ученики согласятся и с таким введением классов, но для этого должен состояться их диалог с администрацией школы, который убедит ребят, что их интересы будут учтены. Ученический совет может стать посредником в налаживании этого диалога.
Ситуация 3. Ученики обратились с просьбой помочь им добиться исключения из их класса мальчика с девиантным поведением.

Ученическому совету не стоит устраивать разбирательства с учеником, пытаться выяснять, кто прав, а кто виноват. Следует поставить задачу перед администрацией школы и проследить за тем, как она будет решаться. Вопрос не в том, чтобы избавиться от ребенка - важно учесть и интересы одноклассников, и интересы самою ученика. Как правило, этим должны заниматься соответствующие работники школьной администрации.

Но есть и другой вариант: если в школе работает такой орган самоуправления, как служба примирения, то она может стать посредником в разрешении этого конфликта. Но лишь в том случае, если обе конфликтующие стороны дадут добровольное согласие на проведение программы примирения и будут сами принимать решение.
Ситуация 4. Школьники не знают, чем занимается ученический совет.

Нередко при обсуждении этой ситуации группы предлагают «распространять информацию» через классных руководителей. Обратите внимание ребят, что информирование о работе органов самоуправления - это не проблема школьной администрации. Скорее всего, пересказ информации о работе ученического совета классным руководителем вызовет эффект «сломанного телефона».

Конечно, с администрацией школы можно договориться о том, что 10 минут классного часа будет выделяться для

выступлений представителей ученического совета. Но помогите ребятам понять: не следует использовать такие формы информирования, которые уже давно перестали быть эффективными. Скорее всего, толку от выступлений активистов на классных часах будет мало.

Проведите мозговой штурм и попробуйте придумать менее традиционные и более современные формы информирования учеников о работе совета.

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.

Я работаю над темой ученического самоуправления в течение нескольких лет. Эта тема тесно связана с методической темой школы “Индивидуально-ориентированное обучение и воспитание как условие формирования конкурентоспособной личности школьника”.

Коллектив нашей школы считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В нашей школе есть несколько форм включения педагогов, учащихся, родителей в организацию обучения и воспитания, в формирование приоритетных ценностей школьного коллектива, в совместное осмысление перспектив развития.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с президентским советом. Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.

Еженедельные встречи ЗДВР с представителями классов. Это совещательно-информационный орган детского самоуправления.

Существуют следующие уровни ученического самоуправления:

Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

Одной из программ нашей “Многоаспектной системы развития личности” является программа “Лидер”. Воспитательные задачи этой программы: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка; создать развивающую среду, способствующую самоутверждению личности в различных видах деятельности; формирование коммуникативных навыков, умения понимать себя и других. Основное содержание: раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей; формирование ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формирование опыта ведения предвыборной и выборной компаний. Все это осуществляется через президентский совет, организацию КТД, проведение праздничных мероприятий, праздник школьной организации “Содружество”, деловые и ролевые игры, школу актива. Также мы стараемся вовлечь в соуправление “ученик – учитель - родитель” и родителей. Для этого используются различные формы: родительские собрания, организация кружков и секций, творческие группы, “Мужской совет”.

Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

  • Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • Развивать свои силы и способности;
  • Понимать и принимать других;
  • Адекватно оценивать свои силы и способности;
  • Контролировать себя;
  • Адаптироваться к социальным условиям.

Мы считаем, что органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:

  • Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.
  • Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
  • Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.
  • Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных органов самоуправления:
  • Нашли сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности
  • Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными
  • Предоставили педагогическую поддержку и помощь
  • Какие области можно отдать ребятам:
  • Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД
  • Деятельность школьной прессы
  • Спорт и спортивные мероприятия
  • Тимуровская работа
  • Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой
  • Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году группа старшеклассников приступила к работе над социально – значимым проектом “Я – гражданин России”. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации и разработки собственного решения проблемы.

Еще один проект, над которым мы работаем – это школьная газета “Содружество”. Цель проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала школьников в создании газеты. Задачи: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитие и самореализации школьников.

Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими “гражданских знаний и умений” в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими,давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.

Деятельность структурных компонентов ученического самоуправления средней школы №51

Президентский совет

  • Выполняет решения ученической конференции
  • Взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей
  • Участвует в работе педагогического совета, совещаниях при директоре
  • Участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся
  • Утверждает план проведения школьных мероприятий
  • Устанавливает шефство старшеклассников над младшими школьниками
  • Корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддержание дисциплины и порядка в школе
  • Вносит предложения в администрацию школы об изменениях в Уставе школы
  • Работает с учащимися группы “риска”, “трудными” учащимися
  • Участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся школы

Спортивный центр

  • Организует соревнования по различным видам спорта между классами и школами
  • Участвует в организации и проведении общешкольной спартакиады, дней здоровья
  • Определяет лучших спортсменов и награждает их

Культмассовый центр

  • Организует участие классов в общешкольных КТД и мероприятиях
  • Организует и контролирует проведение экскурсий, посещение выставок, театров
  • Организует и проводит общешкольные дискотеки, огоньки
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Пресс-центр

  • Подбирает материалы для общешкольной газеты “Содружество”
  • Выпускает газету “Содружество”
  • Организует художественное оформление школьных мероприятий
  • Работает с корреспондентами классов
  • Оценивает конкурсы на лучшую газету
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Трудовой центр

  • Организует и проводит сборы макулатуры
  • Организует и проводит дежурства по школе и в столовой
  • Организует уборки территории, субботники
  • Помогает ЗДВР в организации летней трудовой практики
  • Помогает ЗДВР в организации ремонтных бригад
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Учебный центр

  • Организует консультативные группы для помощи отстающим
  • Проверяет дневники и учебники
  • Проверяет посещаемость и успеваемость
  • Участвует в подготовке школьных олимпиад, предметных недель
  • Участвует в проведении тематических вечеров, конкурсов по предметам
  • Участвует в организации встреч с интересными людьми
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
  • Распределяет занятость класса по интересам

Музыкальный центр

  • Подбирает видео-, аудиоматериалы для тематических классных часов, дискотек, общешкольных мероприятий
  • Музыкально оформляют и озвучивают праздники
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Краеведческий центр

  • Ведет работу по изучению истории родного края
  • Участвует в районных, городских и республиканских мероприятиях
  • Прививает интерес к родному краю

Центр патриотического воспитания

  • Проводит мероприятия патриотического характера
  • Ведет работу по созданию школьного музея
  • Проводит акции “Дети о дедах”, операцию “Открытка”
  • Взаимодействует с Советом ветеранов
  • Анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому направлению

В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый школьник ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в реальном управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в управлении делами школьники вырабатывают у себя качества необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их инициативы и самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы обладают конкретными правами и несут реальную ответственность за свою работу.

Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции. К таким функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное самоуправление предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.



Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы – образуется новый орган самоуправления.

В педагогике широко известен опыт школьного самоуправления. В авторской Школе самоуправления А.Н. Тубельского (московская средняя школа № 734), где большое внимание уделяется организации уклада школьной жизни. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и пополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести. Такое самоуправление школы напоминает игру, в которой дети живут настоящей жизнью и развиваются.

Наряду с постоянными органами самоуправления (совет коллектива, учком) в ученических коллективах создаются различные временные органы самоуправления (совет дела, инициативная группа), роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее:

Создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

Решение о создании этих органов принимается ученическим коллективом и общественными организациями;

В составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

Органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о своих достижениях, т.е. о выполнении поставленных задач;

Осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом. Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач.

Содержанием самоуправляемой деятельности может быть: изучение своих прав и обязанностей; трудовая деятельность в разных видах: дежурство по классу, школе, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели; работа на пришкольной территории и т.д.; подготовка театрализованных представлений, спектаклей; устройство спортивных площадок и организация состязаний; издание рукописных журналов, стенных газет и т.д.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.

Первый компонент – информационный . Учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.

Второй компонент – операционный . Он включает в себя формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика , в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства . Что предполагает конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.

Перечисленные организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективах школ непрерывным и существенно влияющим на социальное становление учащихся.

3.4.5. Детские объединения и организации .

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения и организации.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействий на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки в связи с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Детское объединение выполняет также и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию различаются общественно-политические, трудовые, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.

Задачи организации трудовой деятельности детей. Они предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. Например, ученические кооперативы, создаются чаще всего для совместной трудовой деятельности детей по решению личных экономических проблем.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей (клуб «Романтик», зеленый патруль). Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции шефской помощи, слета и т.п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить формальные неформальные объединения детей.

Большое значение для воспитания детей имеют их объединения и организации, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему входить в контекст общечеловеческой культуры, изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. В детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации. При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.

Таким образом, различные детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.