Архиепископ Верейский Евгений: «Храм св. мц. Татианы при МГУ является образцом сотрудничества с вузом. Св. мученица Виктория

Анастасия (5.06. 1901, Петергоф - 17.07.1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), вел. кнж., 4-я, младшая, дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Крещена 17 июня 1901 г. в церкви Б. Петергофского дворца духовником имп. четы протопр. Иоанном Янышевым, восприемниками А. стали императрица Мария Феодоровна, вел. кн. Сергей Александрович, вел. кнг. Ольга Александровна, принцесса Ирена Прусская. Императрица Мария Феодоровна возложила на вел. княжну высший жен. орден Российской империи - Екатерины вмц. В ознаменование рождения А. в Москве были открыты 1-я и 2-я Анастасьинские рукодельные школы для девочек, а также списаны недоимки с беднейших лиц за лечение в больницах.

С 1906 г. царская семья постоянно жила в Александровском дворце Царского Села, чтобы дети были ближе к природе; вел. княжны, в т. ч. маленькая А., много занимались рукоделием. Императрица лично руководила воспитанием детей, строго следила за выбором книг, отдавая предпочтение англ. авторам. С 8-летнего возраста вел. княжны получали систематическое образование, все преподаватели приезжали во дворец, на уроки физики вел. княжны ездили в Реальное уч-ще. Заведующим учебной частью был П. В. Петров, преподававший рус. язык, с ним А. была особенно дружна и с 1909 г. состояла в переписке, закончившейся в 1918 г., незадолго до гибели вел. княжны. Ее письма к наставнику остроумны, содержат много рисунков; эпистолярный и художественный таланты А. были отмечены флигель-адъютантом имп. Николая II А. А. Мордвиновым (ГАРФ. Ф. 683. Оп. 1. Д. 8. Л. 44, 50-51).

Дети в царской семье были очень дружными. Двух старших сестер звали «большими», младших - «маленькими». А., отважная, чрезвычайно остроумная, обладавшая несомненным актерским даром, была любимицей своей крестной - вел. кнг. Ольги Александровны, считавшей ее самой веселой, одаренной и доброй из сестер (Воррес. С. 260, 264-266).

По традиции имп. дома каждая из дочерей государя в определенном возрасте становилась почетным шефом одного из полков и получала чин полковника. 5 июня 1914 г., ко дню своего рождения, А. получила чин полковника 148-го Каспийского пехотного полка.

Вел. княжны принимали активное участие в благотворительной деятельности императрицы. Ежегодно в Ялте проводился день «Белого цветка»: государыня и дети отправлялись из Ливадии в Ялту с корзинами белых цветов, средства от продажи к-рых предназначались на лечение больных туберкулезом. С начала первой мировой войны императрица и вел. княжны посвятили себя служению раненым в лазаретах в Царском Селе. Для сбора благотворительных средств и в память о своем лазарете при Феодоровском соборе в Царском Селе младшие вел. княжны издали почтовую карточку с видом лазарета (ГАРФ. Ф. 611. Оп. 1. Д. 67. Л. 139) и альбом «Царская семья» (ГПИБ).

В нач. марта 1917 г. все дети, кроме мц. вел. кнж. Марии Николаевны, заболели корью. 2 марта имп. Николай II отрекся от престола. 1 авг. 1917 г. царская семья была сослана в Тобольск, куда ее добровольно сопровождали преданные слуги. Царскую семью поселили в доме губернатора, вскоре было налажено обучение младших вел. княжон и цесаревича, продолжались занятия музыкой, иностранными языками, ставились спектакли.

26 апр. 1918 г. по приказу из Москвы имп. Николая II, императрицу Александру Феодоровну и вел. кнж. Марию Николаевну перевезли в Екатеринбург, на попечение остальных сестер был оставлен больной цесаревич цесаревич Алексий. 23 мая мч. цесаревич, вел. княжны мученицы Ольга, Татиана и А. также были доставлены в Екатеринбург. Царскую семью поместили в доме инженера Н. К. Ипатьева, где был введен тюремный режим. Царские дочери сами выпекали хлеб, готовили еду из скудного продовольственного пайка. В это трагическое время общая молитва объединяла семью, жизнь к-рой определялась верой, надеждой и терпением. По просьбе узников в «дом особого назначения» допускали духовенство для проведения редких служб. Заключенные ежедневно молились и готовились к смерти. 17 июля в 2 ч. ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где они были расстреляны; раненых цесаревича, А. и горничную Анну Демидову добивали выстрелами и ударами штыков. Тела убитых были сожжены в старых рудниковых шахтах урочища Четырех Братьев. Отдельные останки царской семьи, найденные судебным следователем Омского окружного суда Н. А. Соколовым, впосл. были переданы в храм св. прав. Иова Многострадального Русской Православной Церкви за границей, заложенный в Брюсселе 2 февр. 1936 г. и освященный 1 окт. 1950 г. в память мч. Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. Найденные в 1991 г. «екатеринбургские останки» Русская Церковь не считает возможным «принять с абсолютной достоверностью» как останки царской семьи.

Тайное убийство царственных мучеников, сокрытие тел и свидетельств преступления породили слухи о спасении узников из дома Ипатьева. Вскоре появились и многочисленные самозванцы, называвшие себя царскими детьми (подробную библиографию о самозванцах см.: Тайны Коптяковской дороги. С. 125-232). Самой известной из них была А. Андерсон (по мужу Манахэн, урожд. Ф. Шанковская, она же А. Чайковская), долгие годы выдававшая себя за А. При помощи сторонников Андерсон (дат. принца Вольдемара, герц. Георгия Лейхтенбергского и др.) была развернута широкая кампания по поддержке Лжеанастасии, претендовавшей на вклады царской семьи в европ. банках. Воспитатели вел. княжны П. Жильяр и А. Теглева, камердинер А. А. Волков и ближайшие родственники - вел. кнг. Ольга Александровна, принцесса Ирена Прусская, кн. Ф. Юсупов - не признали в самозванке А., в судах по делу Андерсон против нее выступили вел. кн. Владимир Кириллович и Ассоциация российских дворян Америки. Умерла Лжеанастасия 12 февр. 1984 г.; ее длительная борьба за свое признание вызвала появление киноверсий и даже мультфильмов, главной героиней к-рых была А., дочь имп. Николая II, чудом избежавшая гибели («Анастасия: тайна Анны», М. Чомски, 1986; мультфильм «Анастасия», Дж. Блат, Г. Гольдман, 1997, и др.). Эти версии основаны на записках Г. фон Ратлеф-Кайльманн, сиделки А. Андерсон (Rathlef-Keilmann H. von. Anastasie? Enquête sur la survivance de la plus jeune des filles du tsar Nicolas II / Publ. par P. v. Kugelgen avec la collab. du grand duc André de Russie, du duc georges de Leuchtenberg et autres. P., 1929).

В 1981 г. царская семья была канонизирована РПЦЗ. Канонизация А. Русской Церковью в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г.

На месте бывш. дома Ипатьева (разрушенного в 1977 в связи с притоком паломников) строится храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 сент. 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. В Москве в 2000 г. для храма свт. Николая в Пыжах была написана икона «Святые царственные мученики», в центре к-рой есть мощевик, хранящий молочный зубик одного из младших детей царской семьи (возможно, А.), переданный храму племянником и наследником П. Жильяра.

Архивные материалы: ГАРФ. Ф. 683 [Вел. кнж. Анастасия Николаевна]; Д. 4 [Письма и телеграммы имп. Николая II, 1909-1915]; Д. 5 [Письма и телеграммы имп. Александры Феодоровны, 1909-1915]; Д. 8 [Письма вел. кнг. Ольги Александровны, 1909-1917]; Д. 54 [Письма П. В. Петрова]; Ф. 611. Оп. 1. Д. 67 [Письма П. В. Петрову от вел. кнж. Анастасии Николаевны, 1909-1918]; Ф. 601. Оп. 1. Д. 1156 [Письма вел. кнж. Анастасии Николаевны отцу, имп. Николаю II, 1907-27.02.1917].

Источники: Непеин И. Г. Перед расстрелом: Последние письма царской семьи (Тобольск, 1917 - Екатеринбург, 1918). Омск, 1992; Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб., 1996р; Тайны Коптяковской Дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Соколов Н. А. Предварительное следствие, 1919-1922 гг. // Российский архив. М., 1998. Вып. 8; Канонизация святых в XX веке / Комис. Свящ. Синода РПЦ по канонизации святых. М., 1999.

Литература: Царская семья. Пг., 1915; Жильяр П. Трагическая судьба русской императорской фамилии. Ревель, 1921; он же. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; он же. Тринадцать лет при Русском дворе. П., 1978; он же. Трагическая судьба Николая II и царской семьи. М., 1992; Мосолов А. А. При дворе последнего императора. СПб., 1992; Волков А. А. Около царской семьи. М., 1993; Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М., 1993; Титов И. В. Отма: Несколько слов о вел. княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах // Дворянское собрание. М., 1996. № 4. С. 28-45; Тютчева С. И. За несколько лет до катастрофы // Наше наследие. 1997. № 41. С. 65-76; Джунковский В. Ф. Воспоминания: В 2 т. М., 1997; Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998; Ден Л. Подлинная царица: Восп. близкой подруги государыни имп. Александры Федоровны. Последняя великая княгиня: Восп. / Й. Ворреc. М., 1998; Юсупов Ф. Мемуары: В 2 кн.: До изгнания, 1887-1919. В изгнании. М., 1998; Царские дети. М., 1999; Детство в царском доме: ОТМА и Алексей: Кат. выст. ГИМ 29 дек. 2000 г.- 31 марта 2001 г. М., 2000.

Л. Б. Максимова

25 января — престольный праздник домового храм при МГУ — не только праздник одного из храмов Москвы, но и день рождения Московского университета. Два этих события было бы неправильно разделять — свидетельством настоящей связи академической образованности и православной веры вот уже на протяжении 12 лет является само существование этого храма.

На вопросы о роли храма св. мц. Татианы при МГУ отвечают председатель и ректор , настоятель храма протоиерей Максим Козлов, проректор МГУ В.В. Белокуров и главный редактор интернет-издания «Татьянин день» Юлиана Годик.

Архиепископ Верейский Евгений, председатель учебного комитета РПЦ, ректор московских духовных школ

— Храм мученицы Татианы при МГУ — первый из храмов, открытых при вузах России. Уже после того как открылся в 1995 году храм св. мц. Татианы, стали по его примеру открываться и другие храмы, но это стало возможным именно благодаря такому прецеденту. Немаловажно и то, что сейчас храм является образцом и в плане регулярного, текущего сотрудничества с вузом, с его администрацией.

Те добрые отношения, которые сложились у храма с руководством МГУ, что я действительно могу видеть во время служб 25 января, становятся образцом для других вузов. С одной стороны, это ненавязчивость своего присутствия, что позволяет руководству вуза не иметь каких-то ненужных обвинений со стороны секулярного мира, а с другой стороны — достаточно плотное и плодотворное сотрудничество в культурной и просветительской сфере.

Настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов

— Одной из важнейших задач, стоящих сейчас перед нами, является миссия среди молодежи и студентов. Поэтому мы всегда находимся в процессе поиска той или иной формы этой миссии. Безусловно, все версии того, что называется изданием «Татьянин день», рождались с миссионерской целью — и его прежний печатный вариант и нынешняя попытка создания интернет-портала с тем же названием.

Все эти формы, в конечном итоге, — поиск того, чем мог бы стать храм при светском вузе. В течение 12 лет мы пытаемся дать ответ на вопрос, что такое миссия в университете. Но чем больше проходит времени, тем больше становится ясно, что мы знаем лишь то, что ничего не знаем. Более того, никто не знает, как организовать социально значимое миссионерское свидетельство в интеллелектуально-продвинутой среде. Мы скорее шли от противного. Само по себе хождение священника по учебным корпусам успеха не принесет, чтение разовых лекций соберет только православных. Социальное служение важно, но оно находит отклик не во многих сердцах.

Публичное слово — одна из немногих остающихся возможностей. Сама по себе электронная форма более мобильна, но, к сожалению, ежедневную или даже еженедельную газету финансово организовать на данный момент невозможно, к тому же степень доверия к печатным СМИ со стороны молодежи невелико.

Существуют два уровня свободы: один — для «продвинутых», тех, кто пользуется Интернетом, ездит заграницу и читает по-английски, и второй — для тех, кто смотрит «два канала плюс региональный», и эти свободы очень различны. Предполагаемая аудитория издания «Татьянин день» относится именно к первой категории. Для этих людей Интернет — самая естественная область встречи и получения информации, область, которой больше всего доверяют. По реальным интеллектуальным и жизненно-практическим возможностям, это наиболее перспективная часть нашего общества, и разговор с этой аудиторией должен вестись с учетом того, что из себя эти люди представляют.

Владимир Викторович Белокуров, проректор МГУ, начальник Управления научной политики, организации научных исследований и информатизации МГУ

— В начале 1990-х годов идея воссоздания домового храма широко овладела университетскими массами. Эта идея была популярна вообще в студенческой и преподавательской среде как символ возвращения добрых традиций университета. И не случайно, что Ученый совет университета, по предложения ректора МГУ В.А. Садовничего, проголосовал за поддержку этой идеи, хотя были и противники, настроенные довольно агрессивно, что создавало сложности в немедленной передаче самого здания Церкви. Однако в 1995 году состоялось первое богослужение в стенах, еще требующих реставрации.

Мы очень рады, что с самого начала Святейший Патриарх задал правильное направление для существования Церкви в светском учебном заведении: у нас ведь не было опыта, это был первый храм при вузе. Можно ведь было изначально сделать какие-то шаги, не способствующие дальнейшему существованию храма, но с самого начала все было сделано очень мудро.

Важно, что и преподаватели и студенты стали посещать храм. Важно, что в храме не только совершаются богослужения, но и проводится работа по научным мероприятиям, конференциям, выставкам. Важно, что есть интернет-издание «Татьянин день», где поднимаются очень острые темы.

Но прежде всего хочется остановиться на традиционном для нас дне 25 января. Это и храмовый праздник, и день рождения МГУ, и мы очень рады, что Святейший Патриарх служит в этот в день единения университетских людей и людей Церкви в нашем университетском храме.

Важно отметить, что воссоздание храма не способствовало разъединению людей университета — в большинстве своем люди восприняли это положительно.

Хотелось бы пожелать, чтобы усиливалась воспитательная роль храма. В месте, где находится икона, русский человек ведет себя определенным образом. То же самое можно сказать и об МГУ в целом — до людей постепенно должна доходить мысль о том, что они не просто учатся или работают в Московском университете, в котором, помимо прочего, существует и православный храм. Это должно давать совершенно особый настрой.

Юлиана Годик, главный редактор интернет-издания «Татьянин день»

— Миссионерский посыл имеет свою специфику. Обычно миссионерские сайты носят катехизаторский характер: людям рассказывают о жизни и существовании людей в Церкви — от обрядовых до вероучительных моментов. Смысл нашего миссионерского посыла — рассказать миру о том, что думает православный человек о мире, попытка анализа, отклика на происходящее вокруг. Очень важно показать, что в Православии есть люди, умеющие думать, оценивать ситуацию и расставлять. Именно поэтому мы публикуем и материалы не связанные непосредственно с церковной жизнью. Православному человеку мир интересен, но при этом он должен иметь внутренние принципы и уметь им соответствовать. Для православного человека нет тем, на которые он не мог бы дать ответа.

Служение сестер «Красного Креста» сестричества св. мц. Татианы началось в 1993 году и сегодня оно насчитывает 50 сестер милосердия. Они ухаживают за пациентами в больницах и на дому, при необходимости оказывают экстренную медицинскую помощь во время богослужений в храме Державной иконы Божией Матери, участвуют в городских выставках, форумах, конференциях социальной направленности, выступают на ежегодных Рождественских чтениях в Москве.

Сестра милосердия призвана сочетать в себе медицинские знания, навыки взаимодействия с больными и престарелыми людьми, сочувствие и сострадание к ним, умение оказать духовную поддержку. По словам прп. Аввы Дорофея, «разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце». А преподобный Паисий Святогорец говорил: «Чудо происходит, когда ты соучаствуешь в боли другого».

Мы беседуем с главной сестрой Сестричества милосердия св. мц. Татианы, старшей сестрой отделения «Красный Крест» Ксенией Феодосьевной Громаковой


– Ксения Феодосьевна, расскажите, пожалуйста, как начиналось служение «Красного Креста» в храме Державной иконы Божией Матери?

– Служение «Красного Креста» началось еще до того, как образовался приход. В начале 1990-х годов, когда появилась возможность приходить в Церковь открыто, многие услышали Божий призыв служить ближним и сердечно откликнулись на него. По благословению прот. Василия Лесняка прихожанки Спасо-Парголовского храма начали помогать больным в 122-й медсанчасти. Это движение возглавил врач Сергей Владимирович Филимонов. В 1993 г. по благословению насельника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря арх. Пантелеимона Борисенко в больнице начал создаваться приход св. вмч. и цел. Пантелеимона, куда вошли и те, кто помогал больным. Врач Сергей Владимирович Филимонов стал священником. Под его руководством, его молитвами и стараниями созидался приход, рождалось сестричество милосердия св. мц. Татианы.

В начале 1990-х мы в основном оказывали социальную помощь больным: ходили в магазин за продуктами, звонили по телефону или писали письма родственникам (мобильной связи еще не было). Вскоре стало ясно, что только социальной помощи недостаточно, для служения необходимы профессиональные знания и навыки.

Сейчас сестры получают не только медицинское образование – по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», но и духовное образование в Духовно-просветительском центре им. свт. Иннокентия Московского при нашем храме, а также духовную подготовку к служению на специальных сестринских занятиях.

– Чем занимаются сестры Красного Креста? Каковы особенности их служения?

– В настоящее время сестры исполняют послушания в 122-й клинической больнице, областной клинической больнице, госпитале ГУВД, клинике акушерства и гинекологии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Действует патронажная служба.

Служение в больнице начинается в 7:30 утра, сестры «Красного Креста» приходят в отделение и ухаживают за больными. Кто имел в семье тяжело больных, представляет, как это непросто. Сейчас выросли требования, уход за больными обязательно должен осуществляться на высоком уровне. Основные профессии сестер отделения «Красный Крест» самые разные: медики (врачи, медсестры), инженеры, филологи, педагоги, биологи, психологи, экономисты, одна из сестер является начальником пассажирской службы авиакомпании. Сестры приходят к больным в свободный день, многие – до или после рабочего дня на основном месте работы.

Они оказывают больным духовную помощь и поддержку: беседуют с ними, помогают желающим подготовиться к Таинствам Крещения, Покаяния и Причастия, читают Евангелие, Псалтирь, духовные книги, по просьбе больных молятся вместе с ними, помогают священнику при совершении Таинств в стационарах, на дому, в Церкви.

– Служение больным – дело непростое – и физически, и психологически. Что дает силы служить, не падать духом?

– Во-первых, мы вводим сестру в послушание постепенно, потому что не все могут, оказавшись рядом с тяжело больным человеком, сразу быть готовыми ему помочь: можно хотеть помочь за дверью, а около постели больного растеряться или поддаться чувству брезгливости. А здесь надо забыть себя и помнить, для чего ты пришел. Это реальная помощь людям. Служение больным рассматривается Церковью как служение Христу через тех, кого Господь посылает. Мы учимся благодарить Бога за то, что Он послал человека, через которого мы можем Ему послужить. Бывает так, что сестры приходят уставшими, а уходят окрыленными, радостными. Господь восполняет силы и покрывает Своей благодатью. Самое главное – увидеть в каждом больном Христа. Это непростое дело, которому нужно учиться.

Что нам помогает? У нас есть благословленное духовниками молитвенное правило, которое сестры читают до и после послушания. Сестры укрепляются участием в церковных Таинствах, призыванием помощи Божией, молитвой, обращением к Божией Матери, святой мц. Татиане, святым целителям и диакониссам, ангелам Божиим. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7) . Если сестра искренне желает помогать больным, если она готова учиться и просит в молитве помощи – Господь даст ей умения и силы. Не каждый имеет такую силу воли, чтобы сразу много понести, но постепенно сестры учатся, а более опытные помогают им.

– Я всю жизнь являюсь свидетелем этого служения. Моя мама и ее сестры были врачами. Мама часто брала меня с собой навещать больных родственников и знакомых. Нередко я бывала у мамы на работе и с детства видела ее труды. Затем сама стала врачом. В Церкви происходит соединение добрых дел с верой в Бога и молитвой, что и превращает эти дела в служение. Посвящать свои дела Господу, просить укрепления и помощи нас научили здесь, в Сестричестве. Благодарю Бога за то, что он привел меня в Церковь, в Сестричество, сделал членом большой семьи, дал духовных наставников: прот. Сергия Филимонова, прот. Григория Антипенко, матушку Юлию Антипенко.

– Ксения Феодосьевна, что бы вы пожелали сестрам, которые служат в «Красном Кресте», и тем, кто только хочет послужить, присматривается к служению?

– Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) – духовник Марфо-Мариинской обители, в книге «По стопам Христа» писал для сестер: «Ежедневно, вставши от сна, скажи сама себе: «Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги мне сегодня исполнить на деле во внутренней и внешней моей жизни это мое сердечное желание и долг…». Тем, кто еще только хочет послужить, я бы пожелала не бояться, не откладывать. Господь позвал и дает возможность сейчас послужить Ему. Слышишь Божий призыв? Иди скорее: «Иду, Господи, благослови!». Даст ли Господь такую возможность еще раз – мы не знаем.

А тем, кто уже служит, я бы пожелала укрепления от Господа и духовного, и телесного. За 20 лет служения мы, конечно, очень изменились… И с радостью встретим тех, кто захочет прийти нам на смену и перенять наш опыт – все, чему Господь нас научил и продолжает учить.



Желающих потрудиться на ниве милосердного служения приглашаем каждый понедельник в 17.30 на акафист святой мученице Татиане в храм Державной иконы Божией Матери по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д.4, к.3. Желательно взять благословение духовника на милосердное служение. После акафиста вы сможете побеседовать с главной сестрой Сестричества Ксенией Феодосьевной Громаковой. Уточнить время акафиста можно в расписании богослужений или по телефону у дежурного храма (812) 334-15-86, 557-78-98.

Сестричество милосердия св. мц Татианы: dommil om