Древнерусская вечевая демократия. Вечевая демократия древних славян О демократии в Новгороде

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет Управления

Кафедра Государственного и Муниципального Управления и Менеджмента

По дисциплине

“История Отечества ”

На тему: «Древнерусская вечевая демократия»

Студентки 1 курса

Формы обучения специальности Государственное и Муниципальное управление.

Учебная группа У-12

Зуевич Александры Романовны

Руководитель

Дарья Александровна

Введение

Общие сведения

Вече в Новгороде

Городская община древней Руси

Архетип древнерусской государственности

Истоки российской демократии: вечевая традиция домонгольской Руси.

Заключение

Введение.

Ве́че - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Темой моего доклада является «Древнерусское вечевая демократия». Изучение различных материалов по данному вопросу дало мне представление о довольно неоднозначных оценках данного понятия разными учеными. Рассмотрение летописей позволяет понять, что смысл слова "вече" мог расцениваться довольно различно в разных источниках. Из этого и следуют большие расхождения в определении его лексического значения. Тем более что "вече" по-видимому, видоизменялось во времени, и в различно датируемых источниках смысл слова мог иметь разные лексические оттенки.

Так что же такое "вече"? Первые ассоциации, возникающие при упоминании слова "вече" – народное собрание решающие какие-либо вопросы, связанные с жизнью общества. Но при более подробном рассмотрении становиться не совсем ясно насколько оно народное, какие именно вопросы могло решать вече, когда оно возникло и везде ли вече имело место?

Большинство исследователей сходятся во мнении, что история вече уходит своими корнями в глубокую древность: "племенные вече - детище старины глубокой, palladium демократии восточных славян", "по своему происхождению вече – архаический институт, уходящий корнями в недра первичной формации". Историки здесь опираются как на свидетельство Прокопия Кесарийского: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом"; так и на различные русские источники, примером которых может служить Лаврентьевская летопись: "В лето 6684 Новгородци во изначала, и смоляне, и кыяне, и полочане, и вся власти, Якож на думу; на вече сходятся; на что же старейшин сдумають, на том же пригороди стануть".

То, что вече существовало непрерывно вплоть до монголо-татарского нашествия (кроме Новгорода и Пскова, где вече функционировало до присоединения к Москве) не вызывает сомнений у большинства историков, хотя есть и исключения. Б.Д. Греков писал о молчании вече в 10-12 вв.:

"….в Киевском государстве, как таковом, вече, строго говоря, не функционировало. Рассвет вечевой деятельности падает уже на время феодальной раздробленности. Только в конце периода Киевского государства можно наблюдать в некоторых городах вечевые собрания, свидетельствующие о росте городов, готовых выйти из-под власти киевского великого князя. …в литературе по вопросу о вече далеко не всегда различаются два периода в истории нашей страны: период Киевского государства, когда вече молчит, и период феодальной раздробленности, когда оно говорит, и даже достаточно громко".

Безусловно, с переменами, происходившими в социальной структуре восточнославянского общества, менялась и сущность самого учреждения коллективной власти. Раннее, "племенное" вече эпохи первобытного строя или военной демократии, видимо, серьезно отличалось от "волостного" вече второй половины XI-XII вв. Но говорить об исчезновении вече представляется мне не совсем правильным. Эта точка зрения вызывает серьезные сомнения, так как такое утверждение не только не логично, но и попросту не подтверждается фактическим материалом. В летописях присутствуют упоминания о вече именно на тот период, который обозначил Греков.

Общие сведения.

Поскольку становление феодального строя шло медленно, так же медленно шёл и отход от первобытной демократии - в первобытном строе решения принимали те, от которых зависел весь материальный уклад жизни или унаследование. Последняя стадия первобытного строя - военная демократия, переросла в накоплении имущества в узком круге лиц, которые были заинтересованы в переемности, то есть сохранить имущество для потомков. Защита от захватчиков влекла за собой концентрацию власти и имущества в узких кругах - люди тоже постепенно стали имуществом. Сначала пленники, потом пошла кабала за долг. Получился замкнутый круг - за счет защиты от внешних нападений, свободные землепашцы и ремесленники сначала выдвинули профессиональные военные, которые потом, накопив власть и имущество, ввергли в подчинение свои же. Несмотря на наличие определенных устойчивых вечевых традиций, само понятие «вече» в средневековой Руси было полисемантично, означая не только легитимные городские, кончанские или уличанские сходы, но и любые многолюдные сборища. Например, стихийные собрания в Белгороде Южном (997 год), Москве (1382 год), внегородской военный совет новгородцев (1228 год), направленные против политики легитимных городских сходов или знати, узкосословные собрания городского плебса (в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 годах и др., в Нижегородском княжестве в 1305 году) тоже носили названия веча.

Известны также анархические «рыночные» собрании горожан на Торгу, прослеженные П. В. Лукиным в Киеве и западнославянских землях. В Новгородской республике тоже существовали своеобразные рыночные собрания. Например, в 1403 и 1406 годах решение городского веча выкликалось «на Торгу». Описывающая реалии XV века новгородская Повесть о посаднике Добрыне явно намекает на отдельное от легитимного городского схода у церкви Иоанна Предтечи, стоящей «посреди города [Великого Новгорода] на Торгу». Примечателен отмеченный Д. Г. Хрусталевым один из пунктов немецкого варианта договора Новгорода с Западом 1268-1269 гг. Согласно этому пункту, новгородцам запрещалось загромождать дорогу между Немецким двором и Николо-Дворищенским собором, То есть пространство, расположенное к северо-востоку от Св. Николы. Возможно, помимо простого запрета эксплуатации пролегавшего там ганзейского тракта, воспрещалось также стоять на этой дороге во время «рыночных» сходок.

Функции рыночных собраний, очевидно, в каждой земле были разными - в западнославянских землях они носили едва ли не откровенный характер легитимных городских сходов, в Киеве использовались горожанами для выступлений против политики князя (как в 1068 году).

В Новгороде, по-видимому, помимо описанного в повести о посаднике Добрыни направленного против посадников сборища рыночные собрания служили местом всенародных сборов для объявления вечевого решения (как в 1403 и 1406 годах), так как на самом новгородском городском вече согласно археологическим данным помещались лишь 300-500 его представителей - те самые упомянутые в ганзейском донесении 1331 года «300 золотых поясов».

Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под 997, в Новгороде Великом - под 1016, Киеве - под 1068. Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI-XII века). Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» - бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная ещё со времён договоров Олега, Игоря, Святослава и т. д.) не считая нескольких совместным с вечем ранних новгородских актов. Однако, И. Я. Фроянов настаивает на том, что в древнерусский период вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Согласно И. Я. Фроянову, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов - заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.

Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко, в княжеских областях Руси в домонгольский период было своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая но и не полностью республиканская в отличие от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал ещё И. Н. Болтин, высказавший мнение что и княжеская и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как, например, Церковный устав Ярослава Мудрого в XI веке). Известны случаи когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежала полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем. Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, при жизни которого киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским при его жизни горожанам-вечникам было не договориться, и те были вынуждены ждать смерти князя, чтобы потом активно выместить свое недовольство.

Увоз вечевого колокола из Новгорода. Иллюстрация из рукописи XVI века

Что касается социального состава вечевых собраний, то во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции, могли принимать участия главы всех свободных городских семей. Другое дело что социальная неоднородность древнерусского общества все больше делала внешне демократичные вечевые сходы фактически подконтрольными боярской аристократии. Правда, вплоть по начало XI века боярство ещё было вынуждено считаться с народным мнением.

Например в 1019 году новгородское боярство как самое богатое сословие выплатило по наибольшей сумме для найма выряжской дружины, однако не по своей воле, а по решению «новгородцев» - тогда ещё народного, веча. Однако, уже в XII-XIII веках не только в Новгородской боярской республике, но и в других русских землях, земская знать фактически подчинила своей воле вечевые собрания. Например, в 1176 году ростовское и суздальское боярство уже настолько усилилось, что воспользовавшись отсутствием князя «хотяше свою [узкосословную] правду поставити». При этом его затея чуть было не увенчалась успехом. Рядовые ростовцы и суздальцы на вече охотно «слушающе» своих бояр. Если бы не владимирские «люди меньзии» - небоярские слои, очевидно вопреки воле собственной знати, призвавшие-таки князя, двумя боярскими республиками бы на Руси стало больше. А в 1240 году бояре Галича «Данила княземь собе называху. а саме всю землю держаху», то есть откровенно сосредоточили в своих руках всю власть в Галицкой земле. Что касается новгородской земли, то там боярское господство прослеживается ещё раньше. Крупные успехи Новгорода в антикиевской борьбе XI века дополнительно усилили естественный процесс усиления социальной стратификаци. О значительном усилении политической роли местной боярской знати красочно говорит откровенное господство бояр в межкончанской борьбе 1115-1118 гг., как межкончанская известной лишь по берестяным грамотам, в летописи же «бояр новугородских». Характерно и то, что разбиравший это дело киевский князь Владимир Мономах вызвал в Киев именно боярство в полном составе. Причем, не только как знатнейших представителей Новгорода, а именно, как главных участников смуты. За придерживающейся в этой смуте антикиевской ориентации Людин конец полностью понесла ответственность кончанская знать.

Тем более, что нейтральный характер этого сообщения свидетельствует, что явно продиктованное сугубо личными целями откровенное господство бояр в межкончанской борьбе уже в то время считалось естественным. Что касается дальнейшей истории новгородского веча, то в 1136 году в Новгороде окончательно победил вечевой строй и властные полномочия перешли к местной боярской аристократии. С XIII века городское вече вырождается в совет представителей нескольких сот городских боярских семей. В то же время большинство новгородских актов - «вечных грамот» составлялось от имени «Всего Новгорода», поскольку вечевой орган был многоступенчатым за счет предваряющих городское вече всенародных собраний концов и улиц. Тот факт, что в 1392 году созывая городское нижегородское вече, звонили в колокола, дает основание полагать что наличие предварительных кончанских сходов было общерусским явлением. Что касается самой кончанской системы, она была во всех русских городах. Кроме городских вечевых собраний, были также веча в «пригородах» - подчиненных главному городу городах и в селах. Традиции сельских сходов «всем миром» - общиной сохранялись до аграрной реформы Столыпина нач. XX века. Исходя из новгородских, псковских и нижегородских традиций (в 1392 году созывая вече в Нижнем Новгороде, звонили в колокола) вече созывали звоном особого «вечного» колокола. В Новгороде вечевые городские, кончанские, и уличанские вечевые колокола размещались в особых башнях - гридницах. Наиболее отображенный в источниках новгородский вариант вечевого уклада демонстрирует что кроме гридниц на вечевой площади стояла трибуна - «степень» - откуда вещали ораторы. Вечевые площади были также оборудованы скамьями. В 1359 году жители новгородского Славенского конца придя на городской вечевой сход «подсели» к своим противникам. В 1146 году по Лаврентьевской летописи, киевляне «седоша» на городском вече. Правда согласно Ипатьевской летописи, киевские вечники «вставшем», однако сам факт наличия первой версии говорит о том, что сидели на вече не только в Великом Новгороде.

Самоуправленческие начала в организации местной жизни присущи русской земле с древних времен. Наша история, начиная с Киевской Руси, представляет постоянную борьбу централизации и децентрализации, что, естественно, отражалось и продолжает отражаться на формах местной жизни. Однако даже во времена внешней зависимости (ордынское иго), сверхцентрализации (абсолютная монархия, партийно-советский строй сталинского образца) или внутренней разрухи (средневековая смута, гражданская война в XX в.) самоуправление жителей никогда не прерывалось.

Вечевая демократия . Исконной формой территориального самоуправления Древней Руси являлось самоуправление в соседских общинах-вервях. Вервь объединяла несколько семей одного племени. А.Е. Пресняков рассматривал ее в качестве союза внутреннего соседского мира, в котором правил правовой обычай как способ регулирования общественных отношений; низовой судебно-административной единицы, входящей в состав более широкого территориального объединения - волости. Главным способом самоуправления в названных территориальных общинах было вече - собрание (сход) жителей. Оно выросло из племенных собраний.

Примером развитости вечевой демократии может служить Великий Новгород, вплоть до его упадка. Территория города делилась на пять концов. Концы делились на улицы. Наиболее важные вопросы городской жизни: постановление законов, призвание, изгнание князя, заключение с ним договора (ряда), избрание посадника, тысяцкого, вопросы войны и мира, мобилизация народного ополчения, обустройство территорий, - решались на вече. Выносимые на вече решения надо было готовить, а после принятия обеспечивать их осуществление. Эту задачу выполнял городской совет господ как подготовительный и распорядительный орган. В его состав входили княжеский наместник, посадник, тысяцкий, старосты, сотские, старые посадники, тысяцкие. Текущее управление осуществлялось посадником, тысяцким, князем, старостами.

Губные, земские избы . По мере складывания Московского государства шло усиление центральной власти, в том числе за счет ослабления местного самоуправления. Но централизация управления, не подкрепленная самодеятельностью населения, обнаруживала свою неэффективность. Во многом именно это обстоятельство заставило в XVI в. царя Ивана IV устранить кормления (содержание за счет населения управителей на местах). Наместников, волостелей, назначаемых центральной властью, заменило в посадах, станах, волостях, уездах губное, а позднее и земское самоуправление.

Губное управление, как отмечал В.О. Ключевский, образовывало в уездах сложную сеть руководящих и подчиненных полицейских органов. Во главе их стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде, но только из служилых людей, по одному или по два на уезд. Они вели дела вместе с губными целовальниками, которых выбирали из своей среды одни тяглые люди, посадские и сельские. Старостам подчинены были сотские, пятидесятские и десятские, выбиравшиеся по сотням, полусотням и десяткам, полицейским участкам, на которые делились по числу дворов губные округа. Ука- заные должностные лица составили наряду с иными чиновниками так называемые губные избы. В ведении губного управления находилась уголовная и тюремная политика уездов.

В ведении земских изб, образуемых в городах, волостях, находились сбор налогов, другие денежные вопросы, хозяйственные и судебные дела. В последнем случае их компетенция пересекалась с компетенцией губных изб. Земская изба состояла из земского старосты, земского дьяка и целовальников, избиравшихся из зажиточных посадских людей и государственных (черносошных) крестьян на один-два года или на неопределенный срок. Избирали указанных лиц тяглое население, посадские люди, крестьяне. В число избирателей не входили служилые люди, не находившиеся под властью земских изб.

Как видно, большинство функций губных, земских изб носило общегосударственный характер. Сущность такого самоуправления заключалась не столько в праве обществ ведать свои местные земские дела, сколько в обязанности исполнять общегосударственные поручения, выбирать из своей среды ответственных исполнителей «к государеву де- лу». Анализ свидетельствует, что самоуправление на местах использовалось государством как способ вовлечения населения в решение собственных задач. По своей сути самоуправление заключалось в перекладывании на население общегосударственных функций под его же, населения, ответственность.

1.1 Демократические институты Древней Руси

Согласно византийскому историку Прокопию Кесарийскому, в VI веке древние славяне не управлялись одним человеком, а жили в «народоправстве». Основой их хозяйственной жизни было коллективное землевладение. Люди состояли в общинах, которые избирали старейшин.

После возникновения первых русских городов, в тех из них, которые были расположены в Новгородской Руси (включая Ладогу, Полоцк, Ростов, Смоленск, Суздаль и др.) высшим органом власти часто становилось общегородское вече. В этих городах жители выбирали должностных лиц городской общины на своих сходах. В Новгороде XII--XV веков высшими выборными лицами были посадник, который избирался из бояр, и тысяцкие, которые избирались из других, а впоследствии из всех сословий. Со временем вечевая система стала всё больше вытесняться монархией.

Время, пути становления и природа государственности у славян до сегодняшнего дня остаётся одним из наиболее дискуссионных вопросов. С середины XVIII в. существует т.н. «норманнская теория», объясняющая появления русского государства путём завоевания славянских земель одним из германских народов -- викингами. Из этой теории вытекало, что славяне не способны не только к самостоятельному государственному творчеству, но и к самоорганизации, развитию у них каких-либо демократических институтов неспособны. Однако в дальнейшем, по мере развития лингвистики, археологии и других наук, эта теория оспаривалась всё большим числом историков и у нас в стране, и за рубежом. Сегодня уже можно считать доказанным, что основы государственного устройства возникают у славян в глубокой древности задолго до установления какой-либо, будь то чисто русской или варяжской, княжеской династии.

Русское государство возникает не путём завоевания, а путём внутренней политической, экономической и социальной эволюции. В первые века новой эры славяне переживали период перехода от родовой к территориальной хозяйственной общине. Интенсивность и хронологические рамки этого перехода разными историками оцениваются по-разному, однако к моменту образования в 882 г. единого русского государства со столицей в Киеве, соседская община становится доминирующей. В основе хозяйственной жизни славян на этом этапе лежала не частная собственность, а коллективное землевладение свободных общинников, что принципиально отличало славянство от западноевропейских народов уже в то далёкое время. Хозяйственные интересы соседской общины как правило ограничивались пределами волости и сводились к самообеспечению общины всем необходимым (в рамках натурального хозяйства). Система управления в значительной мере была связана с хозяйственными задачами, коллективистскими формами труда и быта, поэтому главным органом управления территориальной общины являлось Вече -- т.е. общее собрание всех свободных членов общины. Большое значение имели выборные должности, но старейшины должны были исполнять волю веча. Как отмечала в VI в. Византийский историк Прокопий Кесарийский, славяне «не управлялись одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом».

Взаимоотношение с другими волостями в рамках племени строились на равноправной основе. Сообща славянские общины решали вопросы веры, обороны рубежей, торговли. Во главе племени, так же стояли выборные старейшины и военные предводители. На тех же принципах могли возникать и межплеменные объединения. Тем самым, у славян с глубокой древности вся система государственного управления, взаимности от хозяйственных и других потребностей, строилась снизу вверх. Как далеко продвинулся у славян генезис государства, свидетельствуют возникшие ещё в годы зарубинецкой культуры (I в.д.н.э. -- I в.н.э.) т.н. «Змиевы валы» -- циклопические, протяжённостью в сотни километров земляные укрепления, практически оградившие культурное земледельческое население Среднего Поднепровья от набегов кочевников-степняков и избавившие от необходимости укреплять каждое славянское поселение в отдельности.

Постепенно общинно-вечевая структура эволюционировала в полисно-вечевую. Племя или союз племён объединялся вокруг главного города. Несколько таких городов известно по древним русским летописям. У полян это был Киев, у ильменских словен -- Новгород, у древлян -- Искоростень, у кривичей -- Смоленск. Вокруг главного города объединялись его пригороды (например, Псков в древности считался «пригородом» Новгорода), вокруг них -- волостные общины. Тем самым в Древней Руси города являлись не только центрами ремесла и торговли, но и административными центрами племени. Т.е., подобно Древней Греции, на Руси складывалось полисное устройство, когда город с тяготевшей к нему сельской округой являлся городом-государством. Устройство древнерусского города хорошо известно на примере Новгорода и Пскова. Их жители делились на десятки, сотни, тысячи. На своих сходах они выбирали должностных лиц городской общины, вершиной такого рода городской и племенной администрации являлся тысяцкий избиравшийся на Вече. Подобная новгородской структура управления существовала во всех больших и малых городах Руси. Так, эволюционно, снизу у славян складывалась земская власть, то, что в исторических исследованиях получило именование «Земля». Такая организация власти была исторически обусловленной и наиболее исторически целесообразной для славян.

С развитием у наших предков классовых отношений и продолжавшимся расселением у них возникают новые формы организации, по своей природе как бы внешние, противостоящие земельной, земской системе самоуправления, получившая в историографии определение «Власть». Однако, поскольку расселение славян шло преимущественно стихийно, а классообразование (в силу коллективистских форм труда и быта) вело прежде всего к имущественной, а не политической дифференциации, огромную роль в формировании внешней по отношению к Земле государственной власти сыграла потребность обороны от нашествий соседей и защиты внешнеторговых интересов русского купечества. Государственное управление нового этапа строилось на основе военной княжеской организации, обособившейся от гражданской вечевой. Особенно усиливается княжеская власть после вокняжения в Киеве династии Рюриковичей и объединения в 882 г. под её началом восточных славян в единое Древнерусское государство. Усиление княжеской власти именно на юге, а не на севере русской земли закономерно. Соседи с Запада, хотя и беспокоили пограничные русские города, не несли нашему народу опасности полного порабощения или уничтожения. Угроза с юга была гораздо значимей. В частности, период складывания единого Древнерусского государства совпал с борьбой восточных славян против хазарского ига и набегов степных народов. Со временем киевский князь, объединитель всех русских земель на борьбу с внешней угрозой, стал считаться Великим князем. В каждом славянском племени сохранялись своя племенная знать и свои местные князья, но теперь они должны были подчиняться киевскому. Великокняжеский престол переходил только от одного представителя рода Рюриковичей к другому, т.е. в Киевской Руси устанавливается наследственная монархическая власть.

Между тем, княжеская и даже великокняжеская власть не являлась абсолютной. В принятии решений князь должен был опираться на мнение своей дружины. Дружина состояла из старшей и младшей. В старшую дружину входили бояре и нарочитая знать -- представителей родовой знати и отпрыски местных княжеских родов, в младшую --рядовые воины. Без согласия дружинников, князь не мог принять ни одного важного решения, и, наоборот, в летописи имеются примеры, когда дружина навязывает князю свои решения, порой довольно сомнительные с точки зрения интересов самого князя. Кроме того, власть князей по-прежнему огранивало Вече. Так, вече, по своему усмотрению, могло приглашать угодных горожанам князя, хотя выбор был ограничен династией Рюриковичей. Приезжая в тот или иной город, князь, как это видно на примере Новгорода, заключал «ряд» -- договор -- с народным собранием. В случае не соблюдение князем договора его могли изгнать. По летописи это видно даже на примере Киева в период расцвета Древнерусского государства в XI в. Тем самым, в первые века русской истории существовало два основания для легитимного занятия княжеских «столов» -- династический («отчина», «дедина») или морально-политический -- по воле народа. Сосуществование Земли и Власти в Древней Руси строилось на принципах равновесия и взаимодополняемости.

Геноцид мирного русскоязычного населения Австро-Венгрии и Германии в период Первой Мировой войны

Начнем рассуждение с того, кто же такие эти русины или точнее - галичане? Существует много предположений. Делались попытки причислить этот народ к жителям испанской Галисии, к кельтам Уэльса, и даже - к жителям современной Франции...

Геополитический код России

За годы президентства Владимира Путина «конкуренция» стала понятием, наиболее часто применяемым для характеристики окружающего мира. Так, оно неизменно присутствует в ежегодных посланиях президента Федеральному собранию...

После татаро-монгольского нашествия и усиления власти князей, вечевые институты сохранились только в Новгороде, Пскове и Вятке, а в остальных городах они прекратили существование...

Демократические традиции в России: исторический опыт и современность

На рубеже XVIII века Россия стала превращаться в империю, а её система приобрела черты абсолютизма. В то же время проявились особенности российского самодержавия, оказавшие негативное влияние на демократические процессы: во-первых...

Как было сказано выше, идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде всего теологический смысл, связанный главным образом с определением новой роли русской церкви в христианском мире...

Доктрина "Москва - Третий Рим": суть и влияние

В доктрине «Москва - Третий Рим», являвшейся прямой апологией византизма, русское государство предстает историческим и политическим субъектом...

Европейская социал-демократия

Еще на раннем этапе становления социал-демократии борьба, которую она вела за улучшение условий существования наемной рабочей силы, предполагавшее, в частности...

История возникновения и развития политической мысли в Украине

Политические идеи и теории, которые создавались выдающимися политическими деятелями, мыслителями Украины, тесно связанные с ее историей, отражают политические процессы и их тенденции. Появление собственности...

Политическая система общества Ватикана

Политические режимы

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа...

Формы (институты) непосредственной демократии разнообразны. Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни...

Правовой анализ форм народовластия в России

Законодательство РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права...

Роль Русской Православной Церкви в политической жизни современной России

Данная глава посвящена сравнительному анализу политической деятельности последних, на данный момент, трех патриархов, которые возглавляли и возглавляют РПЦ МП в диаметрально противоположные исторические периоды...

Становление политико-правовой идеологии в Древней Руси

правление политический идеология древнерусский Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью...

Эволюция системы представительства интересов в современной России

Взаимодействие между обществом и государством осуществляется преимущественно через институты Перегудов С.П., Н.Ю.Лапина, И.С.Семененко. Группы интересов и российское государство. - Москва: Эдиториал УРСС, 2003. С.8....

Наиболее ранние проявления самоуправления на Руси. Их развитие происходило в период перерастания родоплеменных объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев – древнерусские общины. Общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно – судебной самостоятельностью. Высшим органом управления общины были сходы (собрания) жителей – вече, на которых решались важнейшие жизненные вопросы.

Самоуправление городских слобод (XIV-XV вв.)

Как отдельная самоуправляющаяся единица каждая городская слобода имела возможность выбирать старосту, десятских, складчиков, ведавших раскладкой повинностей, и других должностных лиц. Центром слободы была изба, в которой размещались канцелярия и небольшая тюрьма; основные вопросы решались на слободских сходах. Сохранение слободского самоуправления объяснялось прежде всего стремлением властей обеспечить круговую поруку в отношении низших сословий и должное исполнение государственной службы. Для населения такая организация самоуправления означала определенную защиту от вмешательства администрации в их дела, от безудержного расширения системы поборов.

Получило свое развитие в ходе земской реформы Ивана Грозного. Она имела своей целью ликвидацию системы кормлений (содержания должностных лиц разного уровня за счет населения) и введение земского самоуправления. Основные идеи реформы были закреплены в «уставной земской грамоте» 1551г. Их воплощением стала замена в общегосударственном масштабе института наместничества выборными земскими учреждениями. Она предусматривала возможность осуществления самоуправления непосредственно путем проведения сходов, на которых крестьянскими общинами выбирались должностные лица местного самоуправления.

Крестьянское общинное самоуправление

(XVI-XIX вв.)

Казачье войсковое самоуправление

(XVI-XVII вв.)

Верховным атаманом всего российского казачества считался наследник престола. Функции государственного управления в отношении казаков были возложены на управление казачьих войск. Во главе каждого казачьего войска стоял наказной (то есть назначенный в столице) атаман. В то же время управление станицами и хуторами, на которые делились войска, имели признаки народовластия. Казачье войсковое самоуправление осуществлялось через станичный (хуторской) сбор, на котором избирались станичный (хуторской атаман), станичное правление и станичный суд. На сборах решались важнейшие вопросы жизни станичников и хуторян: избирались должностные лица, изыскивались способы и меры устройства общественного призрения, распределения земель и др.

Органы местного самоуправления

(вторая полов. XVI-нач. XVII в.)

Губные учреждения .

Образовывались для преследования разбойников и суда над ними, заведовали тюрьмами и регистрировали приезжих и проезжающих людей. Выборы губных органов носили всесословный характер.

Земские учреждения.

Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое.

Осуществляли судебную власть. Не имели всесословного характера.

Городская общая Дума

избиралась на собраниях городовых обывателей, от гильдий, от цехов, от иногородних и иностранных гостей, от именитых граждан и от посадских людей.

Органы местного самоуправления на уровне города (согласно Городовому положению 1785 г.)

Шестигласная городская Дума

избиралась на заседании общей городской Думы. Городской Глава, бургомистры и ратманы выбирались городским обществом через каждые 3 года.

Органы городского самоуправления

(Городовое положение 1870 г.)

Городское избирательное Собрание .

Формировалось для избрания гласных через каждые 4 года.

Городская Дума (представительный орган).

Осуществляла контроль за выполнением законов центральной власти. Следила за содержанием в исправности и чистоте территории города, памятников, устройством пристаней, переправ и перевозов, кровель, дымовых труб и т.д.

Городская Управа. Осуществляла оперативно – хозяйственное управление, решала текущие дела, выполняла постановление Городской Думы, занималась сбором и расходованием средств, установленных Думой.

Как жили наши далекие предки? Как они умудрялись жить, не опасаясь, что князь издаст грабительский указ или убежит с племенной казной к Хазарам? Не боясь, что к ним в избу придут местные разбойники-изгои и отберут все нажитое, а все соседи соберутся вокруг и будут смеяться над неудачей ближнего? Почему батрак не боялся, что хозяин не отдаст ему жалование, а хозяин - что батрак пропьет его задаток да и сбежит, прихватив с собою дедовский меч и прабабкино ожерелье? Почему волхв знал, что княжья дружина накажет иноземных гостей, оскорбивших капище или кладбище, не посмотрев - сколько у иноземцев денег? ПОЧЕМУ ЛЮДИ ТОГДА ЖИЛИ СЧАСТЛИВО?

Наши предки жили Родами. И Род тогда значил не просто кровную связь, хотя она была святой и нерушимой. Род был главным мерилом для их жизни и поступков. Когда молодой родович впервые принимал из рук старейшины обоюдоострый меч, он слышал: «Предки видят тебя. Они ждут твою душу на небесах через много лет-с рассказом о подвигах!»Родович знал, что линия его Крови уходит в далекие века, к былинным героям, к богам - к Перуну, победившему Змея, к Яриле, копьем поражающему Мару-Морену.

И он также знал, что в его силах быть подобным древним героям - нужно лишь быть смелым и находчивым. Так было со Сварогом, в годину нашествия Киммерийцев изобретшим Железо и ставшим Небесным Богом, с его сыном Сварожичем, погибшим в бою со скифами за славянский храм близ озера Толлензезее (сейчас - Германия) и ставшим Богом Огня…Родом звали и одного из главных богов Славян. В его честь наши предки справляли очень красивые праздники, на которых было место всем: старику - вспомнить славное прошлое их племени, молодцу или девице красной - подыскать себе друга верного, а совсем уж маленьким - угощеньями напотчеваться. Когда-то, еще в эпоху зарождения народов Европы, этот культ был эротическим, но уже в Былинные Века ритуал стал просто красивым медленным танцем - юноша только проводил свою девушку по полю, а волхвы молились Роду и другим Богам. Таким образом, еще до принятия христианства культура наших предков стала вполне эстетической. Я пишу это для тех исследователей, которые полагают, что быт всех древних племен был подобен быту какого-нибудь негритянского или папуасского племени, которое этот исследователь наблюдал!

Все вопросы общественной жизни племени решались на Вече. Князь был ВЫБОРНЫМ. Нет, конечно, могло быть так, что из уважения к отцу избирали князем сына, но именно ИЗБИРАЛИ.И на вече князь, как высшая после Богов судебная и военная власть, советовался с КАЖДЫМ, у кого было свое мнение! Даже при Ярославе Мудром любой простолюдин, встретивший князя, мог обратится к нему с просьбой, с пожеланием…Попробуйте ныне пройти сквозь заслон охраны, которой огородили себя Русские Политики, и поговорить с ними об их деятельности!

Классов в ту пору не было, да и не могло быть. И купец, удачно торговавший на чужбине, и воин, принесший из дальнего похода богатство, понимали, что ВСЕ В РУКАХ БОГОВ. Они все делали ради РОДА, все их имущество было имуществом Рода, и без Рода они себя не мыслили!

Любопытная деталь: в христианских культурах пропагандируется смирение, но ныне там процветает индивидуализм, а в язычестве древних Ариев, и в частности, Славян, высшей ценностью была дисциплина - и люди чувствовали себя свободными. Парадокс? Нет, деформация морали!

Мне, как исследователю Военной Истории, более всего близок вопрос о Традиционной Героике Славян-Язычников. Это поистине кладезь патриотизма! Я не буду здесь писать о князьях, о которых знают все - я расскажу о Сознательном Героизме Русичей.

Перед походом Русичи посылали в стан врага гонца с объявлением войны, так - как хотели встретиться со всей вражеской армией и победить честно. Причем этот гонец почти всегда был обречен на верную смерть - хазары, печенеги, гунны и прочие жалости не ведали…Но гонец шел, так-как знал, что по его поведению вражий царь будет судить обо всех Русичах!

Луки, пращи и т.д. русичи использовали в особых случаях - при погоне, в ближнем кавалерийском бою - за 3-4 метра от противника, в бою с превосходящими силами. Но они никогда не считали лук оружием Воина! Уравнивать великое таинство Смерти в поединке с гибелью от стрелы, подобной гибели Зверя на охоте, было немыслимо для наших предков! Кроме того, из лука мог стрелять любой наученный этому, и стрелять со спины, из засады, а меч или палица требовали честного боя...

В известном русском обычае борьбы «Стенка на Стенку» отрабатывался, кстати, навык действия в боевом построении, а также - чувство локтя. Воин-Русич знал, что если сегодня он не поможет своему соратнику, то завтра НИКТО уже не поможет ему. Воинское братство Славян превосходит крепостью даже знаменитые ФРАЙКОРПЫ прусских юнкеров. И не мудрено, что этот обычай тянется до совсем недавнего времени-до Великой Отечественной Войны, до Афгана, до Чечни.

Русичи были беспощадны в бою, но никогда не обижали пленных и покоренные народы. Когда Святослав взял штурмом Итиль, оплот Хазар в Восточной Европе, наблюдателей поразила дисциплина Русичей, не кинувшихся грабить дома и насиловать женщин, а остановившихся за городом - в походном стане! А богоизбранные иудеи истребляли целые народы на территории Израиля - филистимлян, аммонитян и другие. И еще имели наглость хвалиться этим в Библии и навязывать нам этот ужас вместе с чистым учением Иисуса Христа!

Но Русичи бывали и побежденными.Что скрывать? И, наверное, этот их обычай, ритуал Последнего Боя, наиболее сильно показывает, что такое Русский Характер…Последний раз помолившись батюшке-Перуну, Русичи снимали одежды и доспехи. В первозданной чистоте они уходили на Подвиг. Такими их сотворили Боги, и такими они собирались принять свой Последний Час! Даже викинги, известные своими древними воинскими традициями, культом воинов-Берсеркеров и верой в святость смерти на войне, были поражены, когда встретились однажды в бою с нагими витязями. Зрелище идущих на смерть воинов было настолько страшным, что Короли Открытых Морей обратились в бегство…

А если говорить о похоронных обрядах, то особой пышностью отмечались именно похороны павших героев. Но люди, даже самые близкие, старались показать веселье и радость за близкого, который попал в небесный Ирий-рай. Да, часто жены следовали за мужьями, но этот ритуал всегда был добровольным, а вам наверное известно чувство Великой Любви. В ту пору такая любовь была общепринятой.

А за гробом славяне оставляли свободу выбора - Куда идти. Честные люди шли по Млечной Дороге в Ирий-рай, к Сварогу, Перуну, Прадедам…Злодеи падали с моста, и становились слугами Чернобога - упырями, бесами, призраками. А тем, кто натворил в жизни и хорошего, и дурного, помогал перебраться через небо в Ирий верный друг - большая черная собака. Такими были представления славян о Высшей Справедливости.

Рабство славян было патриархальным и очень справедливым. Раб находился в семье на правах младших членов, а через некоторое время он выкупался и уезжал на родину, или оставался жить в новом племени на правах Родовича.

А самое-то главное - наши предки не переносили лжи, и вместо клятв и залогов говорили так: «Коли я не исполню сказанного, ДА БУДЕТ МНЕ СТЫДНО!»
* * * * * * *

Трудно назвать все причины разложения Рода. Но толчком для них послужило Принятие Христианства. Или даже так - уничтожение старой культуры и введение новой. А люди в ту пору доверяли князьям, и потому выступления были лишь на периферии Киевской Конфедерации. Безумный и трусливый князь Владимир, поклявшийся за свою жизнь окрестить Русь, когда прятался в сточной канаве от басурман, был признан церковью РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ СВЯТЫМ ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНИЕ! Все! Больше у него заслуг не было! А то, что это был сумасшедший развратник, то, что он, запретив подданным иметь больше одной жены или мужа, завел ГАРЕМ из десятков наложниц разных рас и наций - это попов смущало мало. А между тем эта реформа снизила рождаемость и стабильность!

А вслед за этим на Русь хлынула жизнь иных племен…Из-за границы к нам пришло крепостничество, долговое рабство, поклонение институтам власти, безответственность и продажность. На Земле Русской заползали инородцы, готовые поживиться за счет русичей…Только общая опасность, монголо-татарское иго, сплотила Русь для борьбы, а еще позже Петр Великий создал Империю, но одновременно привлек на нашу Родину поток авантюристов с Запада…

Но это уже другая история.

Наши предки, дети Скифа, Руса и Славяна, глядят на нас из Былинных Веков. Они хотят знать, как живут их потомки, ради которых они расчищали поля, открывали новые земли, гибли в битвах с врагами…

Что мы им покажем? Широкие штаны? Кислотную моду? Выкрики: «Йоу!» и лозунг «Это модно!»?Полное безразличие к понятиям Патриотизма и Родины? ДЕГРАДАЦИЮ?…

Наши предки не нуждались в техно - культуре. Они были простыми детьми Земли-матери и Солнца-Батюшки, трудолюбивыми работниками и бесстрашными воинами, щедрыми хозяевами и мудрыми правителями, они верили в Богов, а еще больше - в Вечную Правду, которая выше всех людей и Богов.

И, видимо, поэтому они и были Свободными и Счастливыми! Разве не так?