Медики остались без обещанного повышения зарплат. Реальные зарплаты медработников в РФ: обнародована статистика Повышение окладов медикам в году


Врач – весьма востребованная профессия на территории Российской Федерации. Во всём мире представители медицинской отрасли очень ценятся и получают за свой труд немалые деньги. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о России. Несмотря на всю престижность профессии, зарплаты врачей в этом государстве оставляют желать лучшего.

Всего 20% врачей в РФ получают достойный оклад за столь ответственную профессию. Остальные 80% получают среднюю заработную плату.

Зарплата врача напрямую зависит от региона, в котором специалист осуществляет свою трудовую деятельность. В более развитых и больших городах, таких как Москва или Санкт-Петербург врачи получают более высокую заработную плату, нежели служители медицинской отрасли в провинциальных областях и регионах.


В таблице ниже указана средняя заработная плата медиков по регионам РФ в 2018 году.
Город или республика Средняя заработная плата (выражено в рублях)
Кострома 35 957
Владимир 37 275
Брянск 33 540
Тамбов 32 570
Калуга 43 500
Иванов 31 600
Тула 39 260
Московская область 57 450
Смоленск 32 550
Орлов 29 820
Тверь 32 770
Липецк 32 700
Белгород 33 440
Воронеж 33 120
Рязань 32 767
Курск 30 475
Ярославль 32 950
Москва 70 000
Псков 32 200
Карелия 46 688
Калининград 41 460
Архангельск 49 720
Мурманск 63 900
Вологда 38 712
Новгород 36 660
Коми 56 700
Санкт-Петербург (область) 44 200
Санкт-Петербург 53 540
Адыгея 29 600
Астрахань 34 370
Ростов 32 400
Калмыкия 26 590
Краснодар 35 320
Волгоград 21 300
Ставрополь 33 700
Дагестан 26 930
Северная Осетия 28 000
Ингушетия 28 980
Чеченская республика 28 495
Киров 35 515
Башкортостан 39 255
Пермь 41 995
Чувашская республика 31 665
Пенза 33 420
Удмуртская республика 34 650
Марий Эл 29 185
Саратов 31 735
Ульяновск 30 135
Самара 35 695
Оренбург 32 200
Мордовия 26 160
Татарстан 35 970
Курган 41 665
Свердловск 53 440
Челябинск 41 656
Тюмень 51 320
Алтай 43 855
Алтайский край 34 600
Тыва 43 050
Иркутск 48 275
Бурятия 42 130
Хакасия 43 600
Кемерово 40 220
Новосибирск 40 520
Красноярский край 48 670
Омск 35 715
Забайкальский край 38 500
Томск 42 620
Камчатский край 90 900
Приморский край 48 800
Сахалин 80 530
Хабаровск 52 700
Чукотка 104 450
Магадан 82 600
Амур 43 660
Саха 64 350

Таблица: средняя зарплата врачей в России по округам в 2018 году.

Из вышеприведённых таблиц можно сделать вывод, что по округам лидерство по величине оклада врача занимает Ненецкий и Ямало-Ненецкий округ. Самые высоки зарплаты у врачей России таких областей, как:

  1. Ленинградская.
  2. Московская.
  3. Магаданская.
  4. Чукотская.
  5. Камчатская.

Если сравнивать заработные платы врачей по регионам с уровнями средних заработных плат, то лидером становится республика Алтай. Медики в этой республике зарабатывают на 202,3% больше средней заработной платы по региону. В Санкт-Петербурге данный показатель равен 137 %, а в Москве этот показатель равняется всего 18,9 %. Поэтому заработную плату московских медиков сложно назвать высокой по сравнению со среднемесячным доходом других профессий.

Анализ уровня зарплат врачей по специальности

В России в 2019 году средняя зарплата медиков равна приблизительно сумме в 35 тыс. рублей.

Но даже несмотря на это, в Российской Федерации наблюдается катастрофический дефицит квалифицированного медицинского персонала.


Многие российские медики предпочитают уезжать работать за границу из-за более привлекательных и комфортных условий труда. Основным стимулом, мотивирующим перебраться работать в другую страну, является более достойная оплата.

Для примера, можно сравнить заработную плату анестезиолога в России и Соединённых Штатах Америки. В России врач такой специальности не зарабатывает больше 69 тыс. рублей, в то время как аналогичная специальность в США оплачивает примерно по ставке в 19 600 долларов.


Средний оклад медиков на 2019 год:
  • Средняя оплата труда косметолога равна 90 тысяч рублей.
  • Средняя зарплата акушера-гинеколога в развитых городах также 90 тысяч рублей.
  • Анестезиолог-реаниматолог получает не более 66 тысяч рублей.
  • Врач-остеопат может рассчитывать на 65 тысяч рублей в месяц.
  • Нейрофизиолог, работающий в государственных учреждениях, получает от 62 тысяч рублей ежемесячно.
  • Средняя зарплата специалиста МРТ составляет 60 тысяч рублей.
  • Судовой врач ежемесячно зарабатывает по 60 тысяч рублей.
  • Врач-гомеопат получает по 55 тысяч рублей.
  • Средняя зарплата стоматолога равна 50 тысяч рублей.
  • Цитолог зарабатывает в среднем по 50 тысяч рублей ежемесячно.
  • Детский педиатр ежемесячно получает оклад от 47 тысяч рублей.
  • Оклад гериатра в среднем равен сумме в 46 800 рублей.
  • Микробиолог получает 45 тысяч рублей.
  • Врач-терапевт может рассчитывать на оклад в 40 тысяч рублей ежемесячно.
  • Врач, занимающийся функциональной диагностикой, получает не менее 35 тысяч рублей ежемесячно.
  • Пародонтолог получает в среднем по 63 300 рублей.
  • Уролог зарабатывает примерно по 30 тысяч рублей.
  • Зарплата военного врача напрямую зависит от специализации. Но в среднем военный врач получает от 40 до 50 тысяч рублей ежемесячно.
  • Главный врач в среднем получает 93 300 рублей.

Размер максимальной заработной платы врача:

  1. Косметолог в месяц может зарабатывать до 170 тыс. – 180 тыс. рублей.
  2. Максимальная заработная плата гинеколога равна 130 тыс. рублей в месяц.
  3. Детский педиатр максимально может заработать 80 тыс. рублей в месяц.
  4. Терапевт может рассчитывать на 100 тыс. рублей.
  5. Врач функциональной диагностики максимально может заработать до 60 тыс. рублей в месяц.

На размер заработной платы влияет и место осуществления трудовой деятельности. В частных клиниках оклады всегда больше, нежели в государственных структурах.

Таблица уровня заработной платы главного врача в государственных больницах по регионам Российской Федерации

Хирург в России является одной из самой востребованный специальностей. В среднем заработная плата хирурга равна 32 тысячам рублей.


Самая высокая зарплата хирурга в Смоленской области. В этом округе зарплата хирурга может достигать 70 тысяч рублей ежемесячно. В Московской области врачи этой специальности получают по 48 300 рублей. В Магаданской области зарплата хирурга в среднем равна 45 тыс. рублей. В Ненецком округе оклад хирургов начинается от 43 тыс. рублей. В Ленинградской области хирурги зарабатывают от 38 тыс. рублей.

Таблица: размер окладов хирургов по городам России

Город Размер окладов в 2019 году (выражено в рублях)
Москва 53 750
Балашиха 50 000
Санкт – Петербург 40 000
Пермь 35 000
Оренбург 36 000
Красноярск 35 000
Уфа 35 000
Хабаровск 32 850
Кировск 31 250

Самыми высокооплачиваемыми специальностями в России являются:

  1. Венеролог с окладом в 129 700 рублей в месяц.
  2. Парамедик – 127 500 рублей в месяц.
  3. Хирург-офтальмолог. Заработная плата хирурга-офтальмолога начинается от 91 тыс. рублей в месяц.

Сфера здравоохранения в Российской Федерации, как полагают многие, стала на колени: бесплатные медицинские услуги вошли в состояние, если назвать медицинской терминологией, коматозное. Платные услуги в большинстве случаев ограничены диагностикой и стоматологией. Частное направление в сфере медицины появляется довольно медленными темпами. Стартового капитала, которого может хватить на постройку помещений для размещения комфортабельных клиник, совершенно не хватает. О покупке современного медицинского оборудования вообще говорить не приходится.

Не всегда возможно приспособить какое-либо здание для медицинских потребностей. По статистическим данным, лишь 8 процентов клиентов пользуются услугам платной медицины, а 60 процентов людей изначально предпочитают отправиться в стандартные поликлиники. Однако люди в поликлинике в попытках получения бесплатной медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с необходимостью прохождения множества дорогостоящих обследований, за которые приходится платить из собственного кармана.

Пациенты в государственных медицинских учреждениях довольно часто жалуются на качество предоставления услуг. Такие претензии, как правило, имеют под собой основания. Но стоит задуматься, что должен делать врач, к примеру, детский хирург, в лечебном учреждении в Карелии, получивший на руки после вычета налогов 9553,47 российского рубля и проработавший 145 рабочих часов, либо терапевт с Крымского полуострова, заработная плата которого с уплаченными налогами составляет 10 тысяч 418 рублей и 35 копеек за 156 часов упорного труда?

Приказом Правительства Российской Федерации за декабрь 2012 года рекомендовалось органам исполнительной власти разработать план изменений и мероприятий в направлении социальной сферы. Данные действия, так называемая дорожная карта, должны были направляться на повышение эффективности в здравоохранительной отрасли.

Мероприятия, которые предусматриваются «дорожной картой», нацелены на разработку механизмов оплаты труда медицинских специалистов в зависимости от качества и количества бесплатных услуг, оказываемых населению. Власти полагают, что приличная заработная плата работников медучреждений считается хорошим рычагом управления персоналом с целью улучшения качественных показателей обслуживания пациентов.

Бухгалтерия с двойным дном

Согласно данным статистики:

  • средняя заработная плата медицинского работника в Российской Федерации на текущий момент составляет приблизительно 45 тысяч рублей;
  • заработок среднего персонала здравоохранительной отрасли – 28 тысяч рублей за месяц;
  • зарплата младшего персонала медицинской сферы составляет 19 тысяч рублей.

Такие показатели учитывают общий заработок, и получается, что требования «дорожной карты» выполняются номинально. Но в действительности довольно часто медицинские работники трудятся на нескольких ставках одновременно – только так они способны получать более-менее приемлемое количество финансовых средств.

Для того, кому интересна настоящая заработная плата медика, существует специальный проект «Реальная зарплата медработника», где люди не только интересуются месячной заработной платой, к примеру, офтальмолога из Пензы либо водителя-санитара из Калужской области, но и оставляют данные о размере собственных зарплат. Этот ресурс создан с целью показать правдивую картину, которая сложилась в процессе действия «дорожной карты», и бороться с подставными данными в отчетах больничного руководства.

Приказ властей, именуемый «дорожной картой», имеет два направления. Положения, излагаемые данным документом, говорят об улучшении уровня заработка медицинского сотрудника. С другой стороны, надбавка к заработной плате медика должна приводить к повышению эффективности здравоохранительной системы в совокупности. Данные положения предлагают изменить правила предоставления медицинских услуг и разработать новые профессиональные стандарты.

До 2018 года запланировано увеличение заработных плат врачам до 200 процентов, младшему и среднему медицинскому персоналу – до 100 процентов, и это в отношении уровня заработных плат на 2012 год. Помимо пункта о финансировании здравоохранительных объектов с учетом фонда заработной платы, «дорожная карта» имеет в своем составе разделы, планирующие контроль заболеваемости туберкулезом, смертности и множества других показателей качества оказания медицинских услуг.

Все в одной упряжке

Пациенты и медицинские профильные специалисты находятся в одинаковом положении. Для погашения набирающих обороты расходов бухгалтерские отделы прибегают к таким действиям, как списывание одной и той же платы за медицинскую услугу из фонда ОМС два раза. Официальные статистические данные, предоставляемые Росстатом, существенно разнятся с данными социального опроса представителей медицины. Настоящего повышения заработной платы врачей, как это описано в плане мероприятий, поданном после «майских приказов», не отмечено ни в одном уголке Российской Федерации

Помимо применения совокупных данных в качестве отчетности, повышение оплаты труда медицинского работника получается благодаря понижению численности койко-мест в отделениях стационара, сокращению сотрудников и специалистов в поликлиниках и больницах. Подобные меры зачастую принимаются стихийно, без предупреждения и подготовки, например, повышения уровня амбулаторной системы лечения пациентов. Это быстрыми темпами отражается в виде увеличения количества ошибок медицинских сотрудников, что обуславливается дополнительной нагрузкой на профильных врачей и медперсонал.

В помещениях поликлиник собираются толпы народа, многим больным приходится прибегать к платным медицинским услугам, чтобы не терять драгоценное время, ожидая в неиссякаемой очереди. Однако не каждый способен раскошелится на медицинскую помощь, отказываясь обращаться к врачам и пытаясь излечиться средствами «народной медицины». По статистическим данным, вместо понижения уровня смертности, как планировали чиновники, результат реформирования здравоохранительной системы продемонстрировал, что за первое полугодие прошедшего года уровень смертности поднялся на 27 тысяч человек в сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года.

Радужны ли перспективы

Оплата труда медицинского сотрудника в нынешнем году, по последним данным новостей, должна быть увеличена на:

  • 159,6 процента в отношении показателей 2012 года профильным врачам;
  • 86,3 процента среднему медицинскому персоналу;
  • 70,5 процента младшему медицинскому персоналу.

Случится ли это в действительности, сегодня сказать тяжело. В октябре на заседании Кабмина запланировано провести обсуждение программы, согласно которой могут обговорить перенос ключевой части затрат по увеличению фонда заработной платы бюджетников на 2016-2018 годы. Однако на значительное улучшение рассчитывать не следует: правительство подтвердило свои планы повышения уровня оплаты труда представителям бюджетной сферы, но оговорило их зависимость от денежных возможностей страны.

Нестабильность ситуации в экономической сфере Российской Федерации не способствует запланированному росту заработной платы на 8 процентов. Вероятнее всего, произойдет не прямое увеличение суммы оплаты труда согласно «дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что рассчитывать на повышение более 2,7 процента без учета индексации, в сравнении с прошедшим годом, не приходится.

Стоит отметить тонкий момент в вопросах увеличения финансирования фонда заработных плат в бюджетных компаниях: проведение индексации запланировано не с первых чисел нынешнего года, а только со второго его полугодия – с 1 октября. Это еще более значительно нанесет удар по карману работников: с самого начала повышение запланировано на январь прошлого года, после этого, как считают, по причине присоединения Крымского полуострова, было сдвинуто на октябрь 2015 года. В настоящее время заветная для большинства дата переносится еще на один год.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2019 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2019 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Что делать при отмене стимулирующих выплат

27 января 2017, 11:39 Мар 3, 2019 13:50

Расходы на зарплаты педагогов, врачей и соцработников в бюджете снизятся на 34 млрд руб. Благодаря статистическим ухищрениям с расчетом средней зарплаты по стране это не нарушит майских указов президента

Недорост зарплат

Изменение правил расчета средней зарплаты в регионах позволило правительству в 2016 году уменьшить ассигнования на оплату труда педагогических, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2016 год (есть у РБК). Майские указы, требующие повысить зарплаты бюджетников, при этом не будут формально нарушены.

Как уже писал РБК, правительство в сентябре утвердило постановление о «совершенствовании статистического учета», согласно которому понятие среднемесячной зарплаты в том или ином регионе заменено понятием среднемесячного дохода от трудовой деятельности. «В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наемных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму», — отмечается в документе. В результате уровень средней зарплаты в регионах России снизится.

Благодаря постановлению бюджетные ассигнования на зарплаты педагогических работников федеральных учреждений будут сокращены на 24,1 млрд руб., на зарплаты медработников — на 9,218 млрд руб., и еще 919 млн руб. правительство сэкономит на повышении оплаты труда другим работникам соцсферы (по сравнению с параметрами, пред​​усмотренными в законе о бюджете на 2015 год, где были показатели на плановый период 2016-2017 годов).

«Это распоряжение правительства — путь к «бумажному» выполнению майских указов без реального повышения зарплат врачей и учителей», — пояснял в сентябре федеральный чиновник.

Один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат: без оглядки на кризис и прочие обстоятельства намеченные цели должны быть достигнуты.​

Скорая помощь: минус 66%

В целом на программу «Развитие здравоохранения» в 2016 году будет выделено 332,129 млрд руб., что на 16% ниже, чем в 2015 году (уменьшение составит 62,6 млрд руб.). Ранее, правда, планировалось еще более серьезное сокращение финансирования: по сравнению с планами, заложенными в закон о бюджете-2015, финансирование программы удалось увеличить на 21,7%, но в основном благодаря передаче трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Одновременно по некоторым направлениям расходы уменьшились по сравнению с планом, ​​больше всего — финансирование подпрограммы развития скорой помощи (на 66%), управления развитием отрасли (на 55%), профилактики заболеваний и развития первичной помощи (на 42%).

Расходы на программу «Развитие образования» в 2016 году снизятся и по сравнению с прошлым годом, и по сравнению с плановыми показателями трехлетнего бюджета — там предполагалось небольшое повышение к прошлому году, но из новых параметров следует снижение на 9,1%, до 403,994 млрд руб. На изменение расходов, как отмечается в пояснительной записке, повлияло уменьшение ассигнований на подпрограмму дошкольного образования на 31,6 млрд руб. и подпрограмму профессионального образования на 3,454 млрд руб.

Объем бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» в 2016 году по сравнению с 2015-м вырастет на 223,155 млрд руб., в том числе за счет увеличения межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда на 198,7 млрд руб., а также выплаты пенсий бывшим военным в объеме 23,1 млрд руб.