Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Вариант 1. Исключение Вариант 2. Замена Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
2 слайд
Описание слайда:
Вид ошибки Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Неразличениеоттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Неразличениесинонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
3 слайд
Описание слайда:
Выполним тестовое задание 20-1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Он боялся, что Остап вскроет стул сам и, забрав ценные сокровища, уедет, бросив его на произвол судьбы. ценные
4 слайд
Описание слайда:
20-2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. На сцену вышла молодая девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье. Прошлась лёгкой поступью, повернулась, улыбнулась в зал и ещё прошлась. молодая
5 слайд
Описание слайда:
20-3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок. трамвайного
6 слайд
Описание слайда:
20-4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет исповедь героя перед своей смертью. своей
7 слайд
Описание слайда:
20-5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город в последней войне. памятному
8 слайд
Описание слайда:
20-6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. мою
9 слайд
Описание слайда:
20-7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В поезде князь впервые знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. огромное
Верно выполненное задание №20 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с лексической ошибкой; нужно исключить неверное слово, либо редактировать предложение. Во избежание ошибок нужно повторить приведенную ниже теорию.
Теория к заданию №20 ЕГЭ по русскому языку
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип лексической ошибки | Пояснение | Пример |
---|---|---|
Нарушение лексической сочетаемости слов | Слова в речи и в тексте должны сочетаться по смыслу и значению. При нарушении данного правила возникает лексическая несочетаемость. | Облокотиться спиной, потерпеть победу |
Неточное использование фразеологизмов | Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу). | «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение» |
Неразличение оттенков значения паронимов | Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный). | Длительный день утомил меня. |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы | Плеоназмы - словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова. | главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | повторение однокоренных или одинаковых слов | организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение |
Ошибки в использовании синонимов | Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.) | Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали). |
Неверное употребление антонимов и омонимов | Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). | В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»). |
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА). | ||
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза). | ||
Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. | Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.). | Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы) |
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник). | Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. | |
Диалектизм - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией. | У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье). | |
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. | Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии) | |
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений. |
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание.
- Внимательно читаем предложение: ищем паронимы, плеоназмы, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, неологизмы, многозначные слова.
- Ищем ошибку в употреблении лексической единицы.
- Записываем правильный ответ.
Разбор типовых вариантов задания №20 ЕГЭ по русскому языку
Двадцатое задание демонстрационного варианта 2018
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Алгоритм выполнения задания:
- В предложении нет паронимов, синонимов, антонимов и других лексических единиц. Если в задании, предлагается исключить лишнее слово, то искать нужно плеоназмы.
- Выражали главную суть воды – суть это и есть самое главное в любом понятии, поэтому слово главную – лишнее.
- Ответ: главную.
Первый вариант задания
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
Алгоритм выполнения задания:
- причастные к инциденту – принимающие участие в инциденте – все верно; предотвращение подобных случаев – принятие каких-то мер, чтобы такого больше не произошло – все верно.
- Сделали ряд решений – решения невозможно сделать или совершить; слово сделали употреблено неверно, вместо него нужно употребить слово приняли .
Ответ: приняли.
Второй вариант задания
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Алгоритм выполнения задания:
- Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
- Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка. Особое внимание на себя обращает сочетание слов одержали поражение.
- Одержали поражение – поражение можно только потерпеть, а одерживают победу.
Ответ: потерпели.
Третий вариант задания
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.
Алгоритм выполнения задания:
- Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
- Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: оценил профессиональные умения и навыки – верное употребление слов; свободных вакансий не нашлось – ошибка в употреблении – плеоназм.
- Свободных вакансий – слово свободных лишнее, так как слово вакансии само по себе обозначает свободное рабочее место.
Ответ: свободных.
В 2018 г. все основные характеристики экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку в целом будут сохранены.
В экзаменационную работу включено новое задание (20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов).
Увеличен первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы с 57 до 58.
Целесообразность включения в экзаменационную работу нового задания обусловлена результатами единого государственного экзамена: результаты освоения лексических норм в целом удовлетворительны, но невысоки. Учителям хорошо известно, что нередко у учащихся вызывает трудности толкование лексического значения слова, выпускники школ смешивают иноязычные названия, а неумение учеников точно излагать свои мысли делает формулировки неточными, расплывчатыми.
Задание 20 в экзаменационных материалах 2018 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.
В качестве основы для лингвистического материала задания 20 будут взяты основные виды речевых ошибок (табл. 1), представленные в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года.
Таблица 1
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы
прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) | Мое отношение к этой проблеме не поменялось
. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею . |
5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление
. Автор использует художественные особенности (вместо средства ). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам
с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу. |
Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.
Вариант 1. Исключение |
Вариант 2. Замена |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. (Ответ: необычный) |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. Ответ: __________________________. (Ответ: потерпели) |
Методика работы на уроках русского языка по предупреждению речевых ошибок должна основываться, во-первых, на распознавании ошибок различных типов и, во-вторых, на их устранении (с помощью специальных приемов). Причем сам этап распознавания ошибки должен строиться на понимании семантического противоречия, спровоцированного ошибкой в данном предложении. Это означает, что работа с заданием 20 не должна сводиться только к требованию исправить ошибку. Выполнение этого задания потребует особого алгоритма его выполнения: найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки) → распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности) → если это ошибка, исправь ее.
В целом следует говорить о создании на уроке проблемной ситуации, которая будет эффективной только в том случае, если ученики хорошо ее понимают, убеждены в необходимости разрешения проблемы. Важно, чтобы поставленная проблема была обусловлена и подготовлена ходом урока, логикой работы над новым материалом. В противном случае проблемная постановка задачи из эффективного, развивающего фактора может превратиться в фактор, тормозящий учебную деятельность учащихся.
В прошлом году появилось новое задание, которое вклинилось между старыми № 19 и 20. В этом году суть задания не изменилась, но оно стало шестым.
Вот что в нём будет.
Тавтология. Исключение |
Нарушение лексической сочетаемости. Замена |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. (Ответ: необычный) |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. Ответ: __________________________ (Ответ: потерпели) |
Исключение лишнего слова
Если вам попадётся задание 20 в первой формулировке - вам повезло, потому что исключить лишнее слово намного проще, чем подобрать слово на замену.Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия "тавтология" и "плеоназм", не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.
Вы легко поймёте, почему надо было вычеркнуть слова в этом тексте.
Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.
Краткий словарик плеоназмов
- молодая девушка (все девушки молодые, старых не бывает)
- пожилой старик (все старики пожилые)
- спускаться вниз (спускаться можно только вниз)
- подниматься вверх (аналогично)
- развитие прогресса (прогресс и есть развитие)
- моя автобиография (автобиография всегда пишется самим человеком)
- утренний завтрак (завтрак всегда утром)
- впервые дебютировать (дебют - первое выступление)
- скриншот экрана (скрин - снимок экрана)
- прейскурант цен (прейскурант и есть цены)
- выставочный экспонат (экспонат - выставляемый предмет)
- антагонистическая борьба (в значении слова "борьба" уже есть значение "антагонизм")
- постоянная константа (константа - постоянная)
- транспортные перевозки (других перевозок не бывает, перевозят всегда каким-то транспортом, даже телега - транспорт)
- свободная вакансия (вакансия - свободное место)
- в течение марта месяца (март - это месяц)
- возобновиться вновь (это понятно)
- самый лучший (см. об образовании формы степени сравнения прилагательных и наречий)
- самая максимальная скидка (скидка максимальна - дальше некуда)
- он лично встречался к ним (если встречался, мог сделать это только лично)
Этих знаний вам должно быть достаточно, чтобы выполнить задание 20 в первом варианте (исключите слово).
Попробуйте выполнить несколько тестовых заданий самостоятельно с проверкой. Для проверки нажимайте +
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В записи вебинара (см. ниже) больше таких примеров.
Значительно сложнее найти и исправить ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.
Замена неверно употреблённого слова
Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: "Звучит как-то коряво", "Сказано не по-русски".
Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.
Примеры нарушения лексической сочетаемости
- это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
- это несёт (играет) определённую функцию
- благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)
- скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
- одержать поражение
- увеличить (уменьшить) уровень
- ответ на проблему
- карие волосы
- стая лошадей
- рой рыбы
- заклятые друзья
- выбросить слова на ветер
- тупиковый выход
- чудовищно красива
- отъявленные отличники
- вопиющие достижения
- достигнутые недостатки
- добиться ухудшений
- преследует удача
- кричать шёпотом
- воздвигли сарай
- прекрасные морды преступников
Попробуйте выполнить несколько заданий 20 самостоятельно.
Нажмите +, чтобы увидеть верный ответ. Если не будет получаться, смотрите запись вебинара. Там всё объяснялось.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.