Седьмой флот США преследует "черная карма". Седьмой флот США: невезучий эсминец «Джон Маккейн» дал трещину История ВМС США

21 мая 1731 года был издан указ Сената об учреждении в дальневосточном форпосте Охотске военной флотилии. Этот день считается Днем , который стоит на страже восточных рубежей страны.

1. На задворках империи

Военная флотилия создавалась не на пустом месте. В 1649 году на побережье Охотского моря русские казаки построили крепость. Отсюда отправлялись в плавание исследовательские экспедиции, а также купеческие суда. К 1731 году здесь работала верфь, на которой строилось до десяти судов в год.

Вполне понятно, что для обеспечения безопасного судоходства в дальневосточном регионе необходимо было сформировать регулярный военный флот. Именно для этого в 1731 году и был издан сенатский указ. Он присваивал Охотску статус города (сейчас это рабочий поселок), назначал коменданта порта и ставил перед флотилией стратегические задачи по поддержки в регионе экспедиционной и торговой деятельности Российской империи.

Город Охотск

В виду отсутствия на Дальнем Востоке «конкурирующих» военных флотов, флотилия состояла преимущественно из военно-транспортных кораблей, имевших незначительное вооружение для борьбы с неорганизованными пиратами. К концу 30-х годов количество судов Охотской военной флотилии было доведено до 60 единиц. К середине века их число перевалило за сотню.

Однако экономическая отсталость региона и отсутствие горнорудной и металлургической промышленности способствовали отставанию Охотской флотилии на фоне российского военно-морского флота. Ситуацию усугубляли не только невысокое качество построенных кораблей, но и низкая подготовка судовых команд. Это, например, проявлялось в высокой аварийности: более трех десятков судов пошли на дно из-за ошибок судовождения, не имевших отношения к ведению боевых действий.

2. Боевое крещение

Поворот в истории флотилии произошел в 1835 году, когда она была переведена в Петропавловск-Камчатский. Повысилось качество судов, улучшилось их оснащенность вооружением, начал укрепляться личный состав. Пополнялось и количество военных кораблей за счет частичного перевода их из Балтийской флотилии.

И в 1854 году флотилия с честью выдержала первое крупное боевое крещение. В ходе Крымской войны, когда боевые действия велись на всех морских театрах, объединенная англо-французская эскадра попыталась захватить Петропавловский военный порт и уничтожить российский дальневосточный флот.

Фрегат «Аврора»

Шести судам, оснащенным 218 орудиями, противостояли наши фрегат «Аврора» и транспорт «Диана» при 67 орудиях. Интервенты, потеряв 450 человек убитыми и ранеными, были вынуждены отступить.

Английский журнал «Юнайтед сервис мэгэзин» так прокомментировал это сражение: «Борт одного только русского фрегата и нескольких батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силой Англии и Франции, и две величайшие морские державы были осилены и разбиты ничтожным русским местечком ».

В 1856 году флотилия была переименована в Сибирскую.

3. Цусимская трагедия

В истории Тихоокеанского флота существуют не только героические, но и драматические, более того – трагические эпизоды. Таковым стала русско-японская война 1904-1905 годов.

В конце XIX века большая часть судов Сибирской флотилии была перебазирована в арендованный у Китая . К началу войны Россия еще не успела создать должную инфраструктуру главной базы дальневосточного флота. Например, в Порт-Артуре не было ремонтных доков. Что сыграло значительную негативную роль в поражении России в войне.

Соотношение российского и японского флотов накануне войны было практически паритетным. Однако японские корабли были оснащены более мощной артиллерией. Мощность японских фугасных снарядов превосходила мощность российских почти в 3 раза.

Соотношение судов было следующим (на первом месте число российских кораблей, на втором – японских):
Эскадренные броненосцы: 7 – 6
Броненосные крейсера: 4 – 6
Бронепалубные крейсера: 7 – 19
Минные крейсера: 4 – 2
Канонерские лодки: 10 – 9
Эскадренные миноносцы: 22 – 19
Миноносцы: 17 – 28

Первое же столкновение с японской эскадрой, в результате которого три российских корабля были выведены из строя, показали неготовность России к войне на море. Не спасло положение даже экстренное назначение адмирала Макарова командующим Сибирским флотом. Адмирал просто не успел реализовать необходимые для поднятия боеготовности меры.

В конце концов, все закончилось роковым двухдневным Цусимским сражением. В первый же день российская эскадра понесла решающие потери в виде трех из семи эскадренных броненосцев. По истечении второго дня российская эскадра практически прекратила свое существование. В «живых» остались крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», большой транспорт «Анадырь». Корабли были либо потоплены, либо уничтожены командой, либо интернированы.

Во время Первой мировой войны частично восстановленная Сибирская флотилия усилила Северный флот, а также была использована для боевых действий на Средиземном море.

4. По новому слову техники

Интенсивное строительство Тихоокеанского флота началось в 30-е годы ХХ века. После того, как флот получил и новое имя — Тихоокеанскмй, и материальные и людские ресурсы. Однако на период участия Советского Союза во Второй мировой войне наибольшая часть ресурсов флота была перебазирована в северные моря, а также в Черное море. Морской десант и морская авиация ТФ принимала активное участие в сухопутных боевых операциях. Например, при обороне Москвы. На дальнем Востоке был оставлен минимум ресурсов на случай, если бы Япония объявила войну СССР.

В шестидесятые годы началось оснащение Тихоокеанского флота судами нового поколения, на которых использовались последние достижения науки и техники. Вооружение флота атомными подводными лодками с ядерным боезапасом началось в 1961 году с атомной ПЛ «К-45» с крылатыми ракетами на борту.

Вскоре началось наращивание ударной мощи за счет атомных ПЛ стратегического назначения с баллистическими ракетами. Были приняты на вооружение крейсеры «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Фокин», оснащенные новейшей техникой эскадренные миноносцы «Возбужденный» и «Вдохновенный», большие противолодочные корабли.

Крейсер «Адмирал Сенявин»

В советский период своего существования Тихоокеанский флот помимо боевого дежурства на дальневосточных рубежах страны осуществлял целый ряд уникальных операций. Среди них очистка бангладешского порта Читтагонг от затонувших кораблей, мин и неразорвавшихся бомб и снарядов. Боевое траление в египетском Суэцком заливе. Охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.

5. Горькие плоды перестройки

90-е годы были разрушительны для флота. И не только Тихоокеанского. В том смысле, что были не только прекращены разработки новой техники, но и строительство уже заложенных, а порой и спущенных на воду кораблей. Нулевые годы, несмотря на некоторое оживление ВПК, существенно не изменили печального положения вещей.

В результате Тихоокеанский флот России скатился в регионе на третье место. Сейчас он не только уступает базирующемуся в дальневосточном регионе флоту США, но и пропустил вперед флот Китая. А некоторые эксперты настаивают на пятом месте – после флотов Японии и Южной Кореи. Пятое место, конечно, можно попытаться оспорить на том основании, что подводные флоты этих двух стран оснащены только дизельными ПЛ. В тоже время их надводные флотилии выглядят вполне достойно.

Практически все корабли Тихоокеанского флота введены в строй в 80-е годы. Часть из них нуждается в ремонте, часть уже находится в ремонтных доках с весьма туманными сроками возвращения в строй. Сравнительно «молоды» разве что некоторые ракетные катера.

Главная ударная сила представлена следующими кораблями:
— 3 атомные ПЛ стратегического назначения;
— 3 атомные ПЛ с крылатыми ракетами;
— 2 торпедные атомные ПЛ
— 4 дизельных ПЛ
— ракетный крейсер «Варяг»;
— 1 эсминец;
— 4 больших противолодочных корабля;
— 9 малых противолодочных кораблей;
— 4 малых ракетных корабля;
— 11 ракетных катеров;
— 9 тральщиков;
— 4 больших десантных корабля.

В отстое, в резерве или в долгосрочном ремонте с неопределенными перспективами находятся:
— 2 атомные ПЛ с крылатыми ракетами;
— 4 торпедные атомные ПЛ;
— 4 дизельные ПЛ;
— атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев»;
— 3 эсминца.

Для сравнения приведем главные ударные силы американского и китайского тихоокеанских флотов:
США : 8 атомных ПЛ стратегического назначения, 30 атомных ПЛ, 6 атомных авианосцев, 12 крейсеров, 33 эсминца, 8 фрегатов.
Китай : 5 атомных ПЛ стратегического назначения, 8 атомных ПЛ, 25 эсминцев, 48 фрегатов.

6. Восстановление разрушенного

В последнее время Тихоокеанскому флоту России придается большое значение в связи с тем, что политический, экономический и демографический вес Азиатско-Тихоокеанского региона стремительно растет. Флот получает значительные финансовые вливания, что способствует повышению его боеготовности. Соответственно, запланировано увеличение входящих в него боевых кораблей различного класса.

Сейчас к флоту приписана атомная ПЛ стратегического назначения последнего поколения «Александр Невский», построенная по проекту . После завершения испытаний и изготовления боекомплекта из 16 баллистических она заступит на боевое дежурство. Произойти это должно в 2015 году.

Крейсер «Адмирал Нахимов»

Наконец-то обретет флот и собственный атомный ракетоносец. В прошлом году было принято решение о передаче в распоряжение флота «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Совсем скоро флот пополнится двумя французскими вертолетоносцами . Это событие способствовало сокращению срока ремонта и модернизации двух эсминцев – «Бурного» и «Безбоязненного», — которые должны осуществлять эскорт «Мистралей».

До 2024 года лишь на одном Амурском судостроительном заводе должны построить для Тихоокеанского флота 4 корвета, 3 фрегата, 7 тральщиков, 6 дизельных ПЛ, а также провести модернизацию одной торпедной атомной ПЛ. На эту программу выделено 30 млрд. рублей.

7. Новое партнерство

При этом нельзя забывать, что сила и эффективность флота не в последнюю очередь зависит от расстановки политических сил и выбора партнеров. В последнее время командование Тихоокеанского флота налаживает военные связи с ВМФ Китая. И началось это не сейчас, когда между Россией и США наметилась конфронтация, а раньше.

В июне прошлого года в Японском море состоялись первые совместные учения флотов России и КНР. Сейчас – с 20 по 27 мая – в акватории Восточно-Китайского моря проходят уже третьи совместные учения. Со стороны Тихоокеанского флота России в них принимают участие ракетный крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый», большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», большой десантный корабль «Адмирал Невельский», морской танкер «Илим» и морской буксир «Калар», эскадрилья вертолетов и подразделение спецназа морской пехоты.

При этом контакты между командованием осуществляются на самом высоком уровне: Россию на учениях представляет заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков. Несомненно, эти учения следуют считать «торжественно-церемониальными», поскольку они приурочены к визиту Путина в Шанхай. Именно в порт Шанхай войдут российские корабли. Именно Путин и лидер КНР Цзиньпин откроют учения «Морское взаимодействие – 2014».

Военно-морской флот – это эффективный геополитический инструмент, позволяющий государству отстаивать свои интересы далеко за пределами собственных границ в различных уголках земного шара. Американский адмирал Альфред Мэхэн написал в своей книге «Влияние морской мощи на историю», что военно-морские силы (ВМС) оказывают влияние на политику уже фактом своего существования. В XIX столетии границу Британской империи определяли борта ее военных кораблей , в прошлом веке основным гегемоном Мирового океана стал военно-морской флот США. Подобная ситуация сохраняется и поныне, скорее всего, что ничего не изменится и в ближайшие десятилетия.

В настоящее время США имеют самый многочисленный военно-морской флот на планете. В состав ВМС США входит больше всего авианесущих кораблей, американцы обладают самым мощным подводным флотом и авиацией , по всему миру разбросаны их военно-морские базы. Ни одна страна мира не может сравниться с США по уровню финансирования своих военно-морских сил. Это и есть главная основа этой невиданной мощи, другие государства просто не могут позволить себе и десятой части подобных расходов.

Военно-морской флот и стратегические силы – это основа могущества Америки, с помощью авианосцев она решает свои геополитические вопросы по всему миру и, не стесняясь, использует ВМФ в колониальных «разборках».

Сегодня США обладают самым мощным научно-техническим потенциалом на планете, который также работает на ВМС. Правительство страны финансирует десятки программ, направленных на повышение боевых возможностей, боеспособности и защищенности флота. На воду ежегодно спускаются новые корабли, флот оснащается самыми современными видами вооружений и военной техники .

После окончания Холодной войны флот США подвергся определенному сокращению, но в начале нынешнего столетия он опять стал усиливаться — и количество, и качественно.

История ВМС США

Американский военный флот сравнительно молод, его история началась чуть более двухсот лет тому назад. В 1775 году Континентальный конгресс решил отрядить два небольших парусных корабля для перехвата английских транспортов, снабжавших колониальные войска Великобритании на американском континенте.

За три следующих года войны американцы создали небольшую флотилию, основной задачей которой была «работа» на коммуникациях англичан. После окончания боевых действий (в 1778 году) она была расформирована.

В конце XVIII столетия большой проблемой стали алжирские пираты, нападавшие на американские торговые корабли. Для борьбы с этой проблемой в 1794 году Конгресс принял закон о создании военно-морского флота (Naval Act). Через три года на воду были спущены три фрегата, а в 1798 году появилось отдельное министерство, которое занялось делами флота.

Молодой флот участвовал в нескольких небольших кампаниях, защищал торговые суда от пиратов, воевал с англичанами и ловил работорговцев. Американский ВМФ участвовал в войне с Мексикой, обеспечивая высадку армии США на территории противника.

В ходе Гражданской войны, которая продолжалась с 1861 по 1865 год, большая часть американского флота присоединилась к северянам, что во многом предопределило дальнейшую Севера. Боевые корабли осуществляли блокаду южных портов. В этом конфликте впервые участвовали броненосные паровые корабли, которые получили название «мониторы». В 1862 году произошло первое сражение между подобными броненосными кораблями.

После окончания Гражданской войны американский флот опять пришел в упадок, и эта ситуация начала меняться только к 90-м годам. США стремительно наращивали экономическую мощь и становились сильнейшим государством западного полушария. Для продвижения своих интересов им необходим был эффективный инструмент – мощный военный флот.

В 1898 году американцы разгромили испанцев у Филиппин, а в начале XX века приняли амбициозную программу постройки новых боевых кораблей. В 1917 году флот США вступил в Первую мировую войну . Кроме участия в сражениях, ВМС США обеспечивали доставку американских войск в Европу.

В это время способ ведения боевых действий на море начал стремительно меняться: появились подводные лодки и авиация, совершенствовалось торпедное оружие , закладывались первые авианосцы. Могучие линейные корабли постепенно уходили в прошлое, их место занимали крейсера и эсминцы.

В Атлантике американскому флоту приходилось патрулировать конвои транспортных кораблей и защищать их от немецких подлодок и авиации, а в Тихом океане – проводить классическую морскую кампанию против весьма сильного японского флота. ВМС США участвовали практически во всех десантных операциях союзников в Европе и Северной Африке.

Структура ВМФ США

Военно-морские силы США – один из пяти видов вооруженных сил страны. Их организационная структура мало изменилась за двести лет существования.

Американские ВМС поделены на две структурные единицы: военно-морской флот и морскую пехоту, каждая из которых имеет действующий состав и резерв. При этом морская пехота (МП), хотя и действует обычно вместе с ВМФ, но имеет собственное командование и структуру. Она приравнивается к отдельному роду войск, а ее командующий является членом комитета начальников штабов.

Еще существует и береговая охрана (БОХР), входящая в состав министерства внутренней безопасности, но во время войны или чрезвычайных ситуаций она переподчиняется руководству ВМС.

Существует несколько командований ВМС США: Командование сил флота США (это бывший Атлантический флот), Тихоокеанский флот, ВМС в Европе и Командование морских перевозок.

В оперативном отношении американский ВМФ делится на шесть флотов: Второй, Третий, Четвертый, Пятый, Шестой, Седьмой.

Оперативные флоты формируются боевыми и вспомогательными кораблями и личным составом на ротационной основе. Средний срок ротации – шесть месяцев.

Командования сил флота (будем называть его Атлантическим флотом) формирует следующие флоты:

  • Второй флот. Развертывается в северной части Атлантики;
  • Четвертый флот. Развертывается в южной части Атлантического океана, Карибском бассейне;
  • Шестой флот. Его место дислокации – Средиземное море.

Командование Тихоокеанского флота формирует следующие оперативные флоты:

  • Третий. Место дислокации – центральная и восточная часть Тихого океана;
  • Пятый флот. Развертывается в Индийском океане;
  • Седьмой флот. Западная часть Тихого океана.

Обычно суда (в том числе и боевые) делятся между Тихоокеанским и Атлантическим флотом примерно поровну, но в последнее время больше боевых единиц получает Тихоокеанский флот (60%). Существует еще и Десятый флот, который занимается вопросами кибернетической войны и обороны от атак в виртуальном пространстве. В его составе нет кораблей и баз.

Министерство ВМС США – это высший орган военно-морских сил государства. Оно занимается всем спектром вопросов, связанных с повседневной деятельностью, снабжением, мобилизацией и демобилизацией, подготовкой и оснащением флота. Кроме того, министерство разрабатывает программы развития военно-морского флота, занимается ремонтом и модернизацией кораблей, вооружения и береговых сооружений. По сути, министерство – это главный административный орган американского военно-морского флота.

Функции и структура министерства ВМС США остаются неизменными практически с момента его создания.

Главным органом, который занимается непосредственным (оперативным) командованием американским флотом, является штаб ВМС. Его начальник является фактическим командующим ВМС США. Именно он отвечает за выделенные ему ресурсы (материальные и людские). Начальник штаба ВМС является советником президента в вопросах использования военно-морских сил.

В состав штаба ВМС входит несколько отделов, а также четыре межфлотских и десять береговых командований.

Боевой состав ВМФ США

Сегодня ВМС США является самым многочисленным на планете. В начале 2013 года в его составе было 597 кораблей различных типов и классов:

  • 11 атомных авианосцев;
  • 22 крейсера;
  • 62 эсминца;
  • 17 фрегатов;
  • 3 корвета;
  • 14 атомных подлодок-ракетоносцев;
  • 58 многоцелевых подводных лодок;
  • 1 фрегат первого класса;
  • 14 десантных кораблей;
  • 17 вертолетоносцев;
  • 12 тральщиков.

Чтобы дать представление о силе и многочисленности военно-морских сил США, можно привести следующий факт. В 2009 году общее водоизмещение американского флота было в тринадцать раз больше, чем суммарное водоизмещение всех других ВМФ, идущих в рейтинге вслед за ним.

В 2001 году была принята новая программа развития ВМС США – «Си Пауэр-21». Согласно этой программе, структура флота и морской пехоты в ближайшие десятилетия будут значительно усилены. Количество ударных групп будет увеличено с 19 до 36. К 2020 году в составе ВМС США будут находиться 313 боевых кораблей. Приоритетными направлениями этой программы являются:

  • поддержка количества авианосных авиагрупп на уровне одиннадцати единиц;
  • увеличение количества кораблей прибрежной зоны;
  • постройка крейсеров и эсминцев новых видов;
  • строительство десантных кораблей новых модификаций.

Подводный флот ВМФ США

Флот отвечает за один из компонентов ядерной триады – подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Сегодня на вооружении ВМФ США находится 14 подлодок типа «Огайо», каждая из них несет 24 ракеты «Трайдент-2» с восемью боевыми блоками каждая. Подлодки поровну поделены между флотами — Тихоокеанским и Атлантическим. Из четырнадцати подводных ракетоносцев две постоянно находятся на текущем ремонте, а десять – на боевом дежурстве.

По договору СНВ-1 еще четыре подобные субмарины переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк» . Две подводные лодки находятся на Тихоокеанском флоте и две стоят на вооружении Атлантического.

США лидируют по количеству многоцелевых подводных лодок, американский ВМФ имеет их в своем составе 53 единицы. Самыми совершенными из них являются МПЛАТРК типа «Си Вулф», но их всего 3 единицы. Программа строительства данных подлодок была заморожена из-за чрезвычайно высокой цены этих кораблей. Изначально планировалось построить 32 штуки. Вместо этих кораблей в настоящее время строятся подлодки типа «Вирджиния». Их характеристики несколько скромнее, чем у «Си Вулфа», но и стоят они гораздо дешевле. Американцы планируют построить до сорока подлодок типа «Вирджиния».

Большая часть американских многоцелевых подводных лодок – это субмарины типа «Лос-Анджелес». Они считаются устаревшими, их постепенно списывают.

Все американские МПЛАТРК могут стрелять из торпедных аппаратов противокорабельными ракетами «Гарпун» и ракетами «Томагавк» .

Авианосная группа ВМС США

Настоящей гордостью и символом мощи американского флота являются атомные авианосцы. Сегодня в составе ВМС США находятся 11 авианосцев класса «Нимиц». Пять из них стоит на вооружении Тихоокеанского флота, и шесть – Атлантического. В 2013 году в состав Тихоокеанского флота был введен авианосец «Джеральд Р. Форд», относящийся к новому классу авианосных кораблей.

У этого авианосца более совершенна энергетическая установка, для его обслуживания необходим меньший экипаж, паровая катапульта заменена на электромагнитную. По сравнению с предшественниками, эксплуатация «Форда» будет обходиться американским налогоплательщикам в меньшую сумму. Планируется построить три подобных корабля.

Еще несколько авианосцев находятся на консервации.

Авианосцы являются ядром авианосных ударных групп (АУГ), которые, в свою очередь, представляют собой главный ударный компонент каждого из оперативных флотов ВМС США. Один авианосец всегда находится на плановом ремонте.

На каждом авианосце размещено авиакрыло. Оно состоит из нескольких эскадрилий истребительно-штурмовой авиации (от двух до четырех), а также самолетов ДРЛО (Е-2С), самолетов РЭБ и контроля морской обстановки. Также на авианосце базируются противолодочные и ударные вертолеты.

На авианосце, как правило, находятся от 70 до 80 самолетов. Большая часть этих самолетов и вертолетов принадлежат воздушным силам соответствующих флотов, но часть летательных аппаратов находится в подчинении Корпуса морской пехоты.

Как правило, в море одновременно находятся четыре АУГ: по два на каждом из флотов. Однако бывает и так, что в море находится всего лишь одно подобное соединение.

Вплоть до середины 80-х годов прошлого столетия большинство кораблей ВМС США (эсминцы, крейсера, фрегаты) выполняли вспомогательную роль по охране авианесущего корабля в составе АУГ, но потом ситуация несколько изменилась. На вооружение была принята система управления «Иджис», которая существенно повысила боевую роль эсминцев, крейсеров и фрегатов. «Иджис»позволяет обнаруживать и уничтожать (в воздухе, на суше и на море) различные цели на больших дистанциях. Корабли получили установку вертикального пуска (УВП) Мк41, которая имеет 32 или 64 ячейки для размещения зенитных («Стандарт»), крылатых («Томагавк») или противолодочных («Асрок») ракет.

После этого крейсера и эсминцы получили возможность не только наносить ракетные удары по суше с помощью «Томагавков», но и осуществлять прикрытие (ПВО и ПРО) сухопутных и корабельных группировок. Если раньше основным ударным средством ВМС США были боевые самолеты с авианосцев, то теперь нанести массированный удар по группировке противника может и крейсер, и эсминец.

В настоящее время в состав ВМС США входят 22 крейсера типа «Тайкондерога», двенадцать из которых числятся в составе Тихоокеанского флота, а десять – Атлантического. Каждый подобный крейсер оснащается системой «Иджис» и двумя установками Мк41 по 61 ракетной ячейке в каждой.

Несколько лет назад было начато строительство крейсеров нового проекта CG (X), который по замыслу американских флотоводцев должен заменить «Тайкондерога». Однако неизвестно, будет ли выделено финансирование на этот проект.

Основным кораблем надводного флота США является эсминец типа «Арли Бёрк». Сегодня американский флот располагает 62 подобными кораблями, последний из них был принят на вооружение в 2012 году. 27 эсминцев находятся в составе Атлантического флота, 35 – Тихоокеанского. Программа строительства этих кораблей еще далека от завершения, всего планируют спустить на воду 75-100 эсминцев. Каждый из этих кораблей имеет систему «Иджис», пусковую установку Мк41 и может нести около 90 ракет. 22 эсминца имеют систему «Иджис», способную выполнять задачи ПРО.

Реализуется программа строительства нового эсминца «Зумвалт», который имеет весьма футуристический внешний вид из-за применения технологий «стелс». «Зумвалты» имеют очень высокие боевые и технические характеристики, но этот проект вызывает много критики из-за его высокой стоимости. Изначально планировалось построить 32 подобных корабля, но пока намечено строительство только трех.

Эсминцы «Зумвалт» отличаются не только своим внешним видом, на этих кораблях также планируют установить новые системы вооружения, работающие на инновационных физических принципах, в частности рельсотрон . Именно поэтому эсминцы оснащены очень мощной (для кораблей этого класса) энергетической установкой. Каждый эсминец имеет пусковую установку Мк41 и способен нести до 80 ракет.

Фрегаты в американском флоте представлены кораблями типа «Оливер Перри». Многие эксперты называют этот корабль самым неудачным за послевоенный период. Сейчас в строю 15 таких кораблей, еще 16 находятся в резерве. Эти фрегаты, скорее всего, в ближайшие годы будут выведены из состава флота.

На сегодняшний день корветы являются самыми распространенными боевыми кораблями во всех флотах мира — но только не в американском. Их разработка и строительство началось только в нынешнем столетии. Это корабли, способные эффективно действовать в прибрежной зоне. Сегодня в США реализуются два проекта корветов: «Фридом» и «Индепенденс». Построено два корабля «Фридом» и один «Индепенденс». Американское военное руководство пока не может сделать выбор в пользу одного из них.

Планируется построить 55 кораблей, но скорее всего, и эта программа будет урезана – корабли очень дорого стоят.

В настоящее время Америка располагает самым мощным в мире флотом десантных судов. ВМС США имеет в своем составе несколько видов десантных кораблей. Самыми крупными являются универсальные десантные корабли, еще есть вертолетно-десантные суда и десантные транспорты-доки.

Тральщики ВМС США представлены кораблями типа «Авенджер». Все они базируются на Тихом океане.

Авиация ВМС США

Одной из основных ударных сил американского флота является авиация. Кроме истребительно-штурмовых функций, она выполняет еще и множество других.

Флотская авиация имеет весьма сложную структуру управления и подчинения. Она состоит из двух групп: авиация флота и авиация Корпуса морской пехоты.

Часть самолетов ВМС США находится на базе хранения Дэвис-Монтан.

Основным боевым самолетом американского флота и Корпуса морской пехоты является F/А-18 «Хорнет». Его последние модификации (Е и F) имеют весьма высокие характеристики, это практически новый самолет («Супер Хорнет»), а машины ранних серий (А, В, С) постепенно переводят в Дэвис-Монтан. Сегодня на вооружении авиации ВМС находится примерно 1 тыс. самолетов F/А-18, еще сотня хранится в Дэвис-Монтане.

Вторым по численности является самолет AV-8 «Харриер». Этот британский самолет производится в США по лицензии, им вооружен Корпус морской пехоты. Американцы несколько модернизировали эту машину, сегодня ВМС США располагают 138 единицами «Харриера».

В дальнейшем «Харриеры» планируют заменить самолетами пятого поколения F-35 , но пока эта программа идет с сильным отставанием от намеченного графика. КМП поставлено 27 F-35В, авиации флота - всего шесть F-35C.

Самым современным американским противолодочным самолетом является Р-8А «Посейдон», пока их принято на вооружение 19 единиц. В дальнейшем они полностью заменят легендарные «Орионы». Всего планируется построить 117 «Посейдонов».

Основным самолетом радиоэлектронной борьбы является ЕА-18G. Сегодня на вооружении сотня таких самолетов, их количество увеличится до 117 единиц.

Основным палубным самолетом ДРЛО является Е-2С «Хокай», в наличии имеется 61 подобная машина.

На вооружении ВМС США есть конвертоплан MV-22В «Оспрей», который может садиться на палубу авианосца. Эта машина является своеобразным гибридом самолета и вертолета, она может взлетать вертикально и лететь со скоростью самолета. Сейчас на вооружении находятся 184 конвертоплана.

Также на вооружении флота стоят вертолеты АН-1W/Z «Кобра», несколько сот вертолетов Н-60 «Блэк Хок», более двухсот транспортных вертолетов Н-53, включая 56 вертолетов-тральщиков.

Корпус морской пехоты состоит из четырех дивизий, по две на каждый флот. На вооружении морских пехотинцев числятся 447 танк «Абрамс» , более 4 тыс. БМП, 1,5 тыс. орудий, РСЗО, противотанковые комплексы, ЗРК. КМП превосходит по своей мощи большинство современных европейских армий.

Видео о шестом флоте ВМФ США

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Тихий океан

Главные силы Тихоокеанского флота США были сосредоточены в Пёрл-Харборе на Гавайских островах. 7.12.1941 в гавани находились 8 ЛК (ВВ-36 "Nevada ", BB -37 "Oklahoma ", BB -38 "Pennsylvania " (в доке), ВВ-39 "Arizona ", BB -43 "Tennessee ", BB -44 "California ", BB -46 "Maryland " и ВВ-48 "West Virginia "), 2 KPT (CA -32 "New Orleans " и СА-38 "San Francisco "), 6 КРЛ (CL -7 "Raleigh ", CL -8 "Detroit ", CL -46 "Phoenix ", CL -48 "Honolulu ", CL -49 "St . Louis " и CL -50 "Helena "), 30 ЭМ (DD -66, DD -103, DD -106, DD -139, DD -348, DD -349, DD -350, DD -351, DD -352, DD -353, DD -354, DD -355, DD -357, DD -360, DD -365, DD -369, DD -370, DD -371, DD -372 (в доке), DD -373 (в доке), DD -374, DD -375 (в доке), DD -386, DD -387, DD -388, DD -389, DD -390, DD -391, DD -392 и DD -393), 8 ЭМ-МЗ (DM -15, DM -16, DM -17, DM -18, DM -19, DM -20, DM -21 и DM -22), 4 ЭМ-ТЩ (DMS -14, DMS -15, DMS -16n DMS -17) и 5 ПЛ (SS -167, SS -169, SS -170, SS -199 и SS -211). Из перечисленных кораблей ЭМ DD -139 нес патрульную службу у вхо­да в гавань.

В 25 милях южнее о. Оаху в зоне боевой подготовки находился КРТ СА-36 "Minneapolis " и 4 ЭМ-ТЩ (DMS -2, DMS -3, DMS -9 и DMS -11). Еще 1 ЭМ и 1 ПЛ (DD -336 и SS -200) проводили противолодочные учения в 60 милях к юго-западу от о. Оаху. 3 ПЛ (SS -179, SS -180 и SS -181) совер­шали переход от Западного побережья США и находились в 200 милях западнее Гавайских островов.

Еще несколько соединений и отдельных кораблей Тихоокеанского флота действовали на большом удалении от Гавайев.

Группа TF -8, состоящая из АВ CV -6 "Enterprise ", KPT CA -25 "Salt Lake City ", CA -26 "Northampton " и СА-27 "Chester " и 9 ЭМ (DD -363, DD -380, DD -382, DD -384, DD -385, DD -397, DD -398, DD -400 и DD -401), возвраща­лась из похода к атоллу Уэйк. Корабли находились в 200 милях к западу от Гавайских островов (21-11N , 161-00W ).

Группа TF -12, состоящая из АВ CV -2 "Lexington ", KPT CA -29 "Chicago ", СА-33 "Portland " и СА-34 "Astoria " и 5 ЭМ (DD -356, DD -364, DD -366, DD -367 и DD -368), следовала к атоллу Мидуэй и находились в 460 милях от не­го (23-30N , 170-30W ).

Группа TF -3, состоящая из KPT CA -35 "Indianapolis " и 5 ЭМ-ТЩ (DMS -1, DMS -4, DMS -10, DMS -12 и DMS -13), находилась у о. Джонстона.

В патрулировании находились 4 ПЛ: 2 - в районе атолла Мидуэй (SS -166 и SS -202), 2 - у атолла Уэйк (SS -198 и SS -201).

2 КРТ несли эскортную службу: СА-28 "Louisville " сопровождал ВТР с о. Борнео в Пёрл-Харбор, а СА-24 "Pensacola " - вспомогательные су­да на Филиппины.

На Западном побережье США находились следующие корабли: в штате Калифорния (Сан-Диего, Мэр-Айленд, Сан-Франциско) - АВ CV -3 "Saratoga ", КРЛ CL -10 "Concord " (ремонт), 17 ЭМ (DD -109, DD -113, DD -114, DD -115, DD -116, DD -137, DD -138, DD -164, DD -231, DD -236, DD -242, DD -250, DD -361 (ремонт), DD -376 (ремонт), DD -377 (ремонт), DD -378 и DD -379) и 9 ПЛ (SS -123, SS -128 (ремонт), SS -132 (ремонт), SS -133 (ремонт), SS -139, SS -140, SS -168 (ремонт), SS -171 (ремонт) и SS -203 (ремонт)); в штате Вашингтон (Бремертон, Пьюджет-Саунд и Сиэтл) - ЛК ВВ-45 "Colorado " (ремонт) и 3 ЭМ (DD -233, DD -234 и DD -235).

Панамский канал прикрывали КРЛ CL -11 "Trenton ", 6 ЭМ (DD -125, DD -148, DD -156, DD -215, DD -247 и DD -248) и 8 ПЛ (SS -127, SS -129, SS -134, SS -163, SS -164, SS -165, SS -206 и SS -209).

КРЛ CL -9 "Richmond " находился в южной части Тихого океана у чилий­ского побережья.

Защита Филиппин возлагалась на Азиатский флот, базирующийся на пор­ты Филиппинского архипелага и о. Борнео. Состоял из КРТ СА-30 "Houston ", КРЛ CL -12 "Marblehead " и CL -47 "Boise ", 13 ЭМ (DD -211, DD -213, DD -216, DD -217, DD -218, DD -219, DD -222, DD -224, DD -225, DD -226, DD -227, DD -228 и DD -230) и 29 ПЛ (SS -141, SS -142, SS -143, SS -144, SS -145, SS -146, SS -172, SS -173, SS -174, SS -175, SS -176, SS -177, SS -178, SS -182, SS -183, SS -184 (ремонт), SS -185, SS -186, SS -187, SS -188, SS -189, SS -190, SS -191, SS -192, SS -193, SS -194, SS -195 (ремонт), SS -196 и SS -197.

Атлантика

В портах и прибрежных водах Восточного побережья США находились 4 АВ (CV -4 "Ranger ", CV -5 "Yorktown ", CV -8 "Hornet " и CV -7 "Wasp "), 5 ЛК (BB -33 "Arkansas ", BB -35 "Texas ", BB -40 "New Mexico ", BB -55 "North Carolina " и BB -56 "Washington "), KPT (CA -31 "Augusta "), 4 КРЛ (CL -40 "Brooklyn ", CL -41 "Philadelphia ", CL -42 "Savannah " и CL -43 "Nashville "), 27 ЭМ (DD -130, DD -147, DD -151, DD -160, DD -187, DD -229, DD -239, DD -343, DD -383, DD -394, DD -399, DD -409, DD -403, DD -404, DD -406, DD -407, DD -408, DD -410, DD -413, DD -414, DD -415, DD -416, DD -443, DD -444, DD -453, DD -454 и DD -457) и 44 ПЛ (SS -63, SS -64, SS -65, SS -67, SS -68, SS -69, SS -71, SS -78, SS -79, SS -81, SS -82, SS -83, SS -84, SS -86, SS -87, SS -88, SS -89, SS -90, SS -91, SS -92, SS -93, SS -94, SS -95, SS -96, SS -97, SS -105, SS -125, SS -126, SS -131, SS -135, SS -136, SS -137, SS -138, SS -153, SS -154, SS -155, SS -156, SS -157, SS -159, SS -204, SS -205, SS -207, SS -208 и SS -210).

На Ардженшию (о. Ньюфаундленд) базировались ЛК ВВ-34 "New York ", 11 ЭМ (DD -145, DD -152, DD -154, DD -157, DD -223, DD -341, DD -430, DD -431, DD -435, DD -436 и DD -440) и ПЛ (SS -158).

На Исландию базировались ЛК ВВ-41 "Mississippi " и ВВ-42 "Idaho ", KPT СА-37 "Tuscaloosa " и СА-45 "Wichita " и 9 ЭМ (DD -411, DD -412, DD -417, DD -429, DD -432 (ремонт), DD -433, DD -434, DD -437 и DD -438).

В Карибском море действовали, базируясь на Пуэрто-Рико и Тринидад, КРЛ CL -4 "Omaha ", CL -5 "Milwaukee ", CL -6 "Cincinnati " и CL -13 "Memphis " и 6 ЭМ (DD -126, DD -149, DD -150, DD -381, DD -395 и DD -396).

Помимо перечисленных кораблей, в этот период 2 КРТ (СА-39 "Quincy " и СА-44 "Vincennes ") и 6 ЭМ (DD -358, DD -359, DD -362, DD -402, DD -405 и DD -419) сопровождали конвои из Америки в Кейптаун (Африка), а 27 ЭМ (DD -118, DD -128, DD -142, DD -144, DD -153, DD -155, DD -158, DD -159, DD -199, DD -210, DD -220, DD -221, DD -240, DD -246, DD -418, DD -420, DD -421, DD -422, DD -423, DD -424, DD -425, DD -426, DD -427, DD -428, DD -439, DD -441 и DD -442) осуществляли эскортирование судов в Се­верной Атлантике.

По информации представителя ВМС США в среду, примерно в 2 часа 45 минут по полудню (японское стандартное время) в 500 морских миль от острова Окинава произошло крушение транспортного самолета принадлежавшего 7-му флоту Соединенных штатов. На его борту находились экипаж и пассажиры в количестве 11 человек, почта и груз общего назначения. Причины аварии выясняются, сведений о погибших пока нет.

По уточненным данным авария произошла в Филиппинском море. Крушение потерпел палубный тактический транспортный самолёт средней дальности C-2 A, который выполнял рутинный рейс, перевозил личный состав, почту и грузы общего назначения из базы морской пехоты США в Ивакуми на борт авианосца «Рональд Рейган» (USS Ronald Reagan), спасательные работы велись силами этого авианосца. Имена пассажиров и экипажа пока не обнародованы. Как сообщает Интерфакс, через час после аварии 8 человек из 11 находившихся на борту были обнаружены, поиски остальных продолжились. Курьезность ситуации заключается в том, что представители флота утверждают, - «авария произошла в 500 морских милях юго-восточнее Окинавы, напротив представители Пентагона говорят, - «в 90 милях северо-восточнее Окинавы».

Потерпевший крушение самолет C-2 A приписан к пятому отряду группы «Providers» морской эскадрильи транспортного обеспечения «Three Zero» базирующейся на военном аэродроме Астуджи (Япония). В перечне задач этого отряда специальные, почтовые, грузовые и пассажирские перевозки по требованию командования авианосца «Рональд Рейган» (USS Ronald Reagan) из пунктов расположенных по всему побережью западной части тихоокеанского региона и юго-восточной Азии.

В этом году 7-й флот ВМС США преследует «черная карма»: сначала крейсер УРО Antietam сел на мель, затем однотипный крейсер Lake Champlain был поврежден в результате столкновения с южнокорейским рыболовным судном, а эсминцы УРО Fitzgerald и John S. McCain столкнулись с гражданскими судами, понеся серьезные потери в личном составе. В августе бывший командующий 7-м флотом вице-адмирал Джозеф Окойн был отправлен в отставку, его место занял новый командующий вице-адмирал Филлип Сойер. Похоже, полоса неудач для этого объединения не окончилась. Причины новой аварии и виновных установит назначенное по ее поводу следствие. При оценке происходящего, конечно же, учитывается весьма многочисленный боевой состав этого флота и сложность логистических операций в структуре его всестороннего обеспечения.

Основные базы 7-го флота располагаются в японских портах Йокосука, Сасэбо и на Гуаме (порт Апра). Это объединение находится в оперативном подчинении командования Тихоокеанского флота США. В его зону ответственности входит западная часть Тихого океана от Берингова пролива до берегов Антарктиды, восточная половина Северного Ледовитого океана и большая часть Индийского океана (исключая Аравийское море и все, что находится на север от него). Это крупнейшее оперативное объединение передового базирования. Этот флот противостоит военно-морским силам Китая, Северной Кореи и российскому Тихоокеанскому флоту. Боевой состав 7-го флота США может изменяться в зависимости от возникающих оперативно-стратегических задач. В текущем году его дальневосточная группировка в связи с северокорейским кризисом была увеличена до трех авианосных групп усиленных атомными подводными ракетоносцами класса «Вирджиния».

21 октября расположенная в Аннаполисе авторитетная организация United States Naval Institute опубликовала материал , повергший личный состав ВМС США в откровенное уныние. Многострадальный ракетный эсминец USS John S. McCain (DDG-56) дал трещину!..

Море - штука жестокая

Декларируемые Вашингтоном однополярность современного мироустройства и американское «глобальное доминирование» оказало на командование Седьмого флота ВМС США весьма странное воздействие. Его можно охарактеризовать как «расслабленность пополам с заносчивостью».

Привыкшие к тому, что им всегда и всюду уступают дорогу, командиры американских кораблей стали откровенно поплевывать не только на свои должностные инструкции, но и на соблюдение Международных Правил предупреждения столкновения судов.

Море - штука жестокая. Расплата за пренебрежительное отношение к нему наступила быстро.

9 мая 2017 года ракетный крейсер USS Lake Champlain (CG 57), входивший в состав авианосной ударной группы, возглавляемой атомным авианосцем USS Carl Vinson (CVN 70), столкнулся с южнокорейским траулером «Намъян-502». К счастью, столкновение произошло по касательной, так что оба плавсредства не пострадали, а поспешили разбежаться в разные стороны.

Уже после ЧП командующий Седьмым флотом трехзвездный адмирал Джозеф Окойн должен был сделать соответствующие выводы и «накрутить хвост» своим подчиненным. Но адмирал этого не сделал, так как был занят более важными вещами. Во-первых, вместе со своим флотом участвовал в «сдерживании» Ким Чен Ына. Во-вторых, уже без своего флота, но не менее энергично готовился осенью покинуть занимаемый пост в связи с предельным сроком службы. Иными словами, в блеске и почете уйти в отставку.

Возможно, именно стремлением Окойна «спокойно досидеть свой срок» можно объяснить тот факт, что необходимые выводы из происшествия с ракетным крейсером сделаны не были. Что, в свою очередь, стало одной из предпосылок для дальнейшего роста аварийности среди кораблей Седьмого флота.

17 июня 2017 года ракетный эсминец USS Fitzgerald (DDG-62) в 50 морских милях от базы Йокосука столкнулся с шедшим под филиппинским флагом контейнеровозом ACX Crystal. Серьезные повреждения получили машинное отделение и командный пункт связи эсминца. Семеро американских моряков погибли, трое оказались ранены. Только в феврале USS Fitzgerald закончил ремонт, который обошелся американским налогоплательщикам в 21 млн долларов. Теперь эсминец пришлось вновь тащить в доки Йокосуки.

На сей раз ЧП получилось столь громким, что спустить дело на тормозах не удалось. По результатам проведенного расследования командир эсминца и два других офицера были изгнаны из рядов US Navy с безжалостной формулировкой «в связи с утратой доверия и уверенности в способности управлять подчиненными». На всех без исключения членов ходовой вахты USS Fitzgerald, находившихся на постах в момент столкновения, были наложены взыскания. Сам же Окойн был вынужден опубликовать коммюнике, в котором жестко «порицнул» получившего пинок под зад командира эсминца, а также пообещал, что случай с USS Fitzgerald станет «уроком для остальных».

Судя по дальнейшим событиям, себя к «остальным» командующий Седьмого флота не причислял. Адмирал уже явно присмотрел себе теплое местечко на берегу, поэтому в ответ на все «покусывания за ласты» со стороны прессы лишь улыбался и кланялся, кланялся и улыбался. До заветной осени оставалось рукой подать!

Лирическое отступление

Перед тем как описать дальнейшие события, сделаем маленькое лирическое отступление.

Советский мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» подарил детям много радости, а более взрослой общественности - массу запоминающихся цитат. Взять, например, хотя бы вот такое известное четверостишие:

Имя вы не зря даете,
Я скажу вам наперед:
Как вы яхту назовете,
Так она и поплывет!

Жаль, что эти стихи оказались неизвестны американским кораблестроителям. Глядишь - дело обернулось бы иначе… О чем речь? Об американском ракетном эсминце USS John S. McCain (DDG-56), названном, как нетрудно догадаться, в честь деда и отца известного сенатора-русофоба Джона Сидни Маккейна-третьего.

Дед сенатора, морской летчик, дослужился до адмиральского звания. Отец сенатора, Джон Сидни «Джек» Маккейн-младший, прошел Вторую Мировую, Корейскую и Вьетнамскую войны и также добрался до адмиральских высот. Таким образом, дед и отец сенатора Маккейна стали первой в истории US Navy парой «отец и сын», получившей звания четырехзвездного адмирала.

Их потомок тоже стал морским офицером, летчиком, но до адмирала не «дотянул». Зато во время пребывания Маккейна-младшего на посту главы Тихоокеанского командования Джон Сидни Маккейн-третий умудрился угодить во вьетнамский плен.

В отставку адмиральский внук/сын вышел капитаном, после чего подался в политику, став одним из самых известных вашингтонских «ястребов». Сенатор с восторгом приветствовал присвоение новейшему американскому эсминцу название John S. McCain. Ну и, видимо, накаркал.

Конец отступления.

Все хорошо, прекрасная маркиза?

21 августа 2017 года однотипный с USS Fitzgerald ракетный эсминец USS John S. McCain так лихо маневрировал в Малаккском проливе, что «поймал» своим левым бортом бульб либерийского танкера Alnic MC.

Полученные в результате столкновения повреждения оказались настолько серьезными, что американцы едва добрались до военно-морской базы «Чанги» в Сингапуре. Пятеро военных моряков получили ранения. Еще десять считались пропавшими без вести до тех пор, пока их останки не были обнаружены в затопленных кормовых отсеках эсминца…

Третье за короткое время ЧП с кораблями Седьмого флота возымело в Пентагоне эффект разорвавшейся бомбы. Не прошло и пары дней после происшествия в Малаккском проливе, как трехзвездный адмирал Джозеф Окойн покинул-таки свой пост. Но не торжественно, а с позором, будучи изгнан из US Navy с уже известной нам формулировкой - «в связи с утратой доверия и уверенности в способности управлять подчиненными».

В сентябре отправили на берег командира и старпома John S. McCain. В распространенном по кораблям Седьмого флота пресс-релизе сухо констатировалось, что «командир корабля проявил недальновидность, а его старший помощник продемонстрировал неумение руководить учебой членов экипажа».

На этом санкции по отношению к комсоставу Седьмого флота закончились, после чего стало считаться, что теперь-то «все хорошо, прекрасная маркиза!»

За шесть прошедших с момента аварии недель USS John S. McCain подлатали. Хотя официально сообщалось, что «выход в море для корабля не представляет опасности», битый танкером эсминец решили отправить на ремонт в Йокосуку не своим ходом и не на буксире, а погрузив на палубу специализированного судна MV Treasure.