Пулса де-нура: как проклинают евреи. Еврейское проклятие Проклятые евреи

Широко известный факт, что над двумя премьер-министрами Израиля - Ицхаком Рабином и Ариэлем Шароном - был проведен ритуал молитвы-проклятия "Пульса денура". После чего первый через месяц был застрелен, второй уже много лет находится в коме.
В 2007 году раввин-каббалист Иосеф Даян дал интервью, в котором рассказал о ритуале каббалистического проклятия и о том, как накладывал его на Ицхака Рабина и Ариэля Шарона.
Вот как он описывает этот ритуал.
"Это прежде всего молитва. И как всякую молитву, ее может принять, а может и не принять Всевышний. Но бывает молитва-благословение и молитва-проклятие. Проклятие -- тоже молитва. Ведь она являет собой просьбу, которую ты выражаешь устно. Слово "молитва" на иврите происходит от слова "разговор". Так что я могу молиться и проклиная кого-нибудь. Здесь и появляется церемония "Пульса денура".
Когда ты просишь, чтобы произошло что-то очень нехорошее с кем-то, ты будто бы приводишь его на суд. Ты -- свидетель. "Я знаю, что он сделал что-то плохое, и Ты -- Высший Судья, Единственный Судья, осуди его!". Если я прошу для кого-то наказание незаслуженно, то могу навлечь беду на себя. Так что это совсем не детская игрушка и этим просто так заниматься не будут".

Полностью тут http://illuminati23.narod.ru/dayan.html

Но не все разделяют мнение о том, что "Пульса денура" – это древний каббалистический обряд, имеющий огромную силу воздействия. Так, в том же 2007 г. американский исследователь выступил с опровержением этого мифа, он считает, что "Пульса денура" является обычным политическим пиаром.

Раскрыта тайна обряда «Пульса денура»
24 октября 2007.
В день 12-летней годовщины со дня убийства премьер-министра Ицхака Рабина Haaretz публикует выводы американского исследователя, проследившего истоки обряда «пульса денура», который, как известно, был проведен перед иерусалимским домом Рабина незадолго до его убийства, 2 октября 1995 года.

О таинственной церемонии «пульса денура» — «древнем каббалистическом обряде», обрекающем грешника, против которого он направлен, на неминуемую смерть в пределах месяца, ходят легенды по всему миру. Однако доктор Цион Зоар, возглавляющий кафедру исследований восточного еврейства в университете Флориды, пришел к выводу, что обряд «пульса денура» не имеет ничего общего с Каббалой и является совсем недавним «изобретением»: первое упоминание об этой церемонии встречается лишь в 50-е годы ХХ века.

Термин «пульса денура» в книге «Зоар» встречается, но там этим именем обозначается божественная сила, ограждающая от сил зла, а вовсе не ритуальное смертельное проклятие, — поясняет доктор Зоар в работе, недавно опубликованной в журнале Modern Judaism.

Как название ритуала, обрекающего на смерть врагов еврейского народа, этот термин впервые использовали члены ультраортодоксальной общины «Нетурей Карта» уже после создания Государства Израиль: они провели обряд с возжиганием черных свечей против могильщика, согласившегося перенести еврейские могилы с того места в Иерусалиме, где затем был построен правительственный комплекс.

Обряд «пульса денура» с самого начала был политическим и «был адресован не высшим силам, а средствам массовой информации», — заключает исследователь.

Что же такое на самом деле мистический обряд "Пульса денура"? Вопрос остается открытым.

В иудаизме присутствие Бога трактуется как наличие благословенного, спасительного света или же пожирающего огня, в зависимости от разных ситуаций. Отсюда и понятие иудейского проклятия пульса де-нура, которое переводится как «удар огня». Такое проклятие понимается как нематериальное - на уровне духовной сущности - наказание грешника.

В Талмуде и каббалистической литературе наказание провинившихся ангелов изображается буквально как порка огненными розгами, что является метафорическим описанием божественной кары для понимания ее сущности простыми людьми. Именно с этим процессом и связывается пульса де-нура.

На кого может снизойти пожирающий божественный огонь

В каббалистической практике есть особый обряд, с помощью которого на голову грешника осуждающий его человек может обрушить гнев Бога. Он и будет выражаться в нестерпимом для человека, буквально пожирающем изнутри духовном огне. Наслать такое проклятие может только абсолютно безгрешный, чистосердечный и берущий на себя всю ответственность за это деяние иудей.

Гнев Бога падет на голову несправедливо обвинившего, если проклятый окажется невиновным. По этой причине у иудеев не принято «разбрасываться» проклятием пульса де-нура «направо и налево». В соответствии с базисными религиозными представлениями такое проклятие - не что иное, как апелляция к Божьему суду. Если Бог сочтет проклинаемого виновным, тот понесет наказание. В противном случае оно падет на голову клеветника.

Как именно происходит обряд проклятия пульса де-нура, является тайной, не доступной для широкой публики. Пульса де-нура может пасть только на иудея. Иноверцы - или гойи - априори не могут быть подвергнуты такому наказанию. По понятиям правоверных иудеев, иноверцы вообще не идут по пути постижения высшей божественности сущности и мудрости, поэтому горний свет для них непостижим.

В этом заключается особенность самого наказания. Иудей на пути своего духовного роста все больше приближается к Богу, постепенно поднимаясь, ступенька за ступенькой, на все большую духовную высоту. Постепенно ему открывается все больше информации о колоссальной бесконечной мудрости Бога. Если человеку откроется сразу слишком много, он этого просто не выдержит. Огонь испепелит душу и чувства.

По иудейским законам, проклятие пульса де-нура может относиться только к людям, которые духовно поднимаются, растут. Оно не имеет отрицательной природы, но представляется как «данное человеку сверх меры его понимания и возможностей». Естественно, такое превышение полномочий приводит к ужасным последствиям.

Самые известные проклятые

Есть предположения, что Лев Троцкий был проклят раввином Хафецем Хаимом. Сомнения вызывает тот факт, что сам проклявший умер раньше Троцкого, тогда как пульса де-нура должно подействовать в течение года после произнесения. Но совершенно точно от него пострадал Эяль Рагонис.

Этот 37-летний мужчина был обычным архитектором, который проектировал и контролировал строительство роскошного элитного комплекса. Рагонис разгневал иудеев за то, что возвел это мирское здание на святой земле, на месте старейшего иудейского кладбища, а это попрание законов и великий грех. Архитектор умер от сердечного приступа через 2 недели после наложения пульса де-нура.

Десять избранных раввинов встречаются в полночь в синагоге. Они разжигают черные свечи, трубят в шофар и читают определенные отрывки из книги "Зоар".

Если тот, против кого оно направлено, действительно заслуживает наказания за содеянное и представляет собой серьезную опасность для еврейского народа, этот человек скончается в течение года. Если раввины ошиблись, проклятие обернется против них самих.

Вот, что известно про каббалистическое проклятие "пульса денура". Существует ли оно на самом деле, и если да, то насколько действенно, идут споры.

Что такое "пульса денура"?

Само название "пульса денура" переводится со смеси латыни и арамейского как "удар огнем", "огненные розги". Раввин Элиягу Эссас говорит о «духовном огненном шнуре (ремне, кнуте), на который нанизаны огненные кольца». По сути, речь идет о наказании человека на духовном уровне, что, как следствие, отражается на его состоянии в мире физическом.

"Пульса денура" считается самым мощным проклятием и может быть направлено только против евреев – в отрывках из "Зоар" упоминаются "соблюдающие заповеди", а вносить изменения в текст проклятия крайне нежелательно.

Считается, что "пульса денура" - это крайнее средство, эдакое каббалистическое ядерное оружие, когда остальные варианты исчерпаны, поэтому его применяют крайне редко. Необходимо поставить в известность человека, что против него совершился обряд "пульса денура". Так ему дается возможность раскаяться и исправить ошибку.

Раввин-каббалист Йосеф Даян отмечает, что речь идет о молитве, призывающей Верховного судью вынести вердикт по делу конкретного человека. Если судья вызван понапрасну, и человек не виновен в том, что ему инкриминируют, вызвавший его как лжесвидетель получит то же наказание, которого пожелал тому, кого хотел осудить.

В каких еврейских текстах фигурирует?

Фраза "пульса денура", то есть "огненные розги", фигурирует в Талмуде в нескольких местах в качестве наказания для ангелов и высших сущностей, но при этому нигде не упоминается как церемония, направленная против людей или ритуал, приводящий к смерти.

* Трактат Йома стр 77а – удары "пульса денура", такое наказание получил ангел Гавриель,
* Трактат Хагига 15а – наказание Метатрона,
* Трактат Бава Меция 85б – наказание пророка Элиягу уже после того, как он оказался на небесах, за то, что он пытался смертным раскрыть некий небесный секрет,
* Трактат Бава Меция 47а, в котором рав Рава говорит раву Хуна: "Если бы тут был этот Леви, что спрашивал, я бы его побил ударами огня". Другими словами: "Я бы ему за такие дурацкие вопросы врезал, так чтобы искры из глаз посыпались", то есть исключительно образное выражение.

В книге "Зоар" несколько раз упоминается "пульса денура" как "огненные розги" в качестве наказания для грешников.

Как отмечает Нехама Полонски, если упоминание об обряде "пульса денура" и есть в еврейских текстах, то ни к мейнстриму иудаизма, ни к мейнстриму каббалы они не принадлежат.

Против кого применялась?

Церемония "пульса денура" с разной степенью успешности, возможно, проводилась против ряда выдающихся представителей еврейского народа.

– Элиэзер Бен-Иегуда, "отец современного иврита". Основанная им газета "ха-Цви" своими публикациями вызвала гнев ультраортодоксальной общины, и против лингвиста будто бы провели каббалистическую церемонию проклятия.
- Лев Троцкий – утверждается, что раввин Хафец-Хаим проклял его за то, что тот принес огромные несчастья еврейскому народу и старался отдалить евреев от религии. Впрочем, это сомнительно, потому что Хафец-Хаим скончался в 1933 году, а Троцкого убили в Мексике в 1940 году.
- Гершон Агрон, мэр Иерусалима. В 1959 году против него была проведена "пульса денура" из-за открытия бассейна на том месте, где ранее могли быть еврейские могилы. Спустя две недели он скончался.
- Эяль Рагонис, архитектор, спроектировавший и построивший комплекс "Гиват-Андромеда" в Яффо. Харедим посчитали, что строительство проводится частично на месте древнего еврейского кладбища. Бывший офицер спецназа Генштаба, 37-летний Рагонис вскоре перенес тяжелый сердечный приступ, от которого скончался.
- Ихцак Рабин, премьер-министр Израиля. Через месяц после проклятия был убит.
- Ариэль Шарон, премьер-министр Израиля. Через полгода впал в кому, а через восемь лет скончался. Известный публицист Авигдор Эскин утверждает, что лично принимал участие в обряде "пульса денура", направленного против Ариэля Шарона. Проклятие зачитали десять религиозных евреев на кладбище Рош-Пины. Его слова подтверждает известный каббалист Йосеф Даян, также присутствовавший на обеих церемониях.
- Эхуд Ольмерт, премьер-министр Израиля. В июле 2006 года группа правых активистов прочитала каббалистическое проклятие против Ольмерта на кладбище на горе Герцль. В январе 2014 года Ольмерт жив.
- Эхуд Нецер, археолог. Свою жизнь посвятил поиску могилы царя Ирода. Когда нашел, представители ультраортодоксальной общины предупредили его о том, что не стоит вскрывать ее, иначе он будет проклят ими. Нецер не послушал, и в октябре 2010 года, разговаривая с коллегами на вершине Иродиона, облокотился о деревянный парапет. Неожиданно перила оторвались, так как разрушились крепящие болты. Вместе с ними упал вниз и разбился насмерть и сам археолог.
- Нафтали Беннет, министр экономики в апреле 2013 года получил анонимное письмо, в котором сообщалось, что против него и его близких провели "пульса денура" за вред, причиненный им религиозной общине. "Тебя ожидают дни, полные горечи. С этого дня тебя твоя жизнь разрушена". В январе 2014 года Беннет жив.

Существуют и другие примеры проведения каббалистического обряда против тех или иных людей, но случаи, когда "пульса денура" срабатывала против проводящих их, мало известны.

Отношение властей к "пульса денура"

30 августа 2005 года юридический советник правительства Мени Мазуз принял решение не заводить уголовное дело на тех, кто провел церемонию "пульса денура" против Ариэля Шарона.

Мазуз отметил, что они обращались к высшим силам, а не к людям, и молитва-пожелание смерти человеку, хотя и не должна быть частью общественной нормы, но все же не является подстрекательством к убийству и укладывается в рамки свободы выражения.

Различные точки зрения на "пульса денура "

Григорий Котляр, первый русскоязычный реформистский раввин в Израиле:
Церемония "пульса денура" в ее нынешнем виде не упоминается ни в одном древнем или средневековом еврейском тексте. Более того, проклятия, особенно именем Бога неоднократно запрещаются Торой. В сущности, именно об этом говорит третья из Десяти заповедей – "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.".

Само выражение "пульса денура" в переводе с арамейского означает "огненный удар", причем слово пульс заимствовано из латыни, что свидетельствует об относительно позднем его происхождении. Оно встречается в книге Зохар, но в качестве наказания свыше, а не церемонии, проводимой по инициативе человека.

Судя по приводимым описаниям, современная "пульса денура" представляет собой вариацию древнего обряда отлучения от общины (херем). Налицо тот же антураж: десять евреев (миньян), погашение свеч, трубление в шофар. Да только херем, объявленный харедим в отношении светских евреев, никого не пугает, вот ему и придали новый смысл для непосвященных, чтобы страшно было. Так что скорее всего подлинный адресат "пульсы денура" не ангелы небесные, а суеверная и падкая на сенсации израильская публика и пресса.

М.Т.: Я верю в то, что "пульса денура" могли прочитать против Ариэля Шарона, и это проклятие привело к коме. С его действием мне пришлось столкнуться лично. Известный археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода, был другом нашей семьи. Помню, как он сидел у нас на кухне и высмеивал раввинов, которые "приговорили" его к проклятию за вскрытие могилы еврея Ирода, а буквально через неделю Нецер сорвался с вершины Иродиона и разбил голову о камни.

Пинхас Полонский, исследователь иудаизма:
"Пульса денура" – это не древний каббалистический обряд, а некий новодел, попытка усилить "херем" – отлучение от ультраортодоксальной общины. Когда в какой-то момент "херема" перестали бояться, придумали "пульса денуру".

Если бы современные каббалисты могли так жонглировать миром, как им предписывают, то не было бы Катастрофы, они бы вовремя изменили ход истории. Но каббалисты – не волшебники.

С другой стороны, есть некое равновесие в мире, назовем его справедливостью. Решение Шарона об "одностороннем размежевании" сломало тысячи судеб, его проклинали - не каббалисты, а обычные люди - и это ударило по нему бумерангом. Проклятие и благословение имеют силу в жизни. А в "пульса денура" верят те, кто ничего не понимают в каббале.

И добавлю от себя лично - с этим проклятием все как со всеми видами колдовства и молитв: если сработало значит оно реально - верьте. Если не сработало значит или а) такова воля Бога. б) делали неверно.

Еврейские благословения и проклятия

«Пусть лучше проклянут тебя, чем ты проклянёшь другого» - это из Талмуда, и, тем не менее, мало есть таких мастеров по проклятиям, как евреи.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что за свою многовековую историю им было кого и за что проклинать: резня во время первого крестового похода, кровавые наветы, истребление евреев казаками Хмельницкого в Польше и на Украине, Холокост, сталинская параноидальная ненависть, государственный и бытовой антисемитизм страны, чуть- чуть не добравшейся до коммунизма... Безусловными виртуозами в этой области были носители языка и культуры идиш евреи Восточной Европы. Трудно себе это представить, но всего лишь семьдесят лет назад на этом языке говорили 11 миллионов человек.


Небесная книга «Сефер хаим»

«Книга раскрыта, рука записывает, а взиматели долгов... получают с человека с ведома и без ведома его», - говорил систематизатор Галахи рабби Акива.Талмуд называет её долговой книгой. Суждена жизнь праведникам, внесённым в эту книгу жизни, тех же, кого вычеркнули, ждут смерть и забвение. В день Рош ха-Шана (еврейского Нового года) раскрываются три книги, одна - для неисправимых грешников, другая - для безупречных праведников и третья - для остальных. Записываются туда: первые- немедленно к смерти, вторые - немедленно к жизни, третьи ждут разбирательства их дела до Йом Кипура (Судного дня). Заслужил прощения - переходи к первым, не заслужил - ко вторым.

Чтоб ты вычеркнут был из Книги жизни. Чтобы покарал тебя Всевышний в Судный день.

Не слабые проклятья? Случалось, сыпались они и на своих. Первое сочинение Спинозы - «Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве» - вызвал гнев ученых раввинов Амстердама. В 1656 году на него наложили херем (еврейскую анафему), тем самым «отлучив и отдалив его от народа Израилева». Только вслушайтесь, какую телегу накатали на на 24-х летнего юношу: «По суждению ангелов и приговору святых, мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу... возглашаем ему анафему, как Иисус предал анафеме Иерихон, как Елисей проклял детей, и предаём его всем проклятиям, что записаны в книге Закона. Да будет он проклят днём и проклят ночью; проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и входит. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его! Пусть гнев и немилость Господня жгут отныне этого человека, обрушивают на него все проклятья, записанные в книге Закона, и искоренят само его имя под небесами...

Пусть же будут все предупреждены, что никто не должен общаться с ним словесно либо письменно, либо оказывать ему какую-либо услугу, либо жить с ним под одной кровлей, либо приближаться к нему на расстояние менее четырёх локтей, либо читать какой-нибудь документ, продиктованный им или написанный его рукой».

Выкрест - и не еврей, и не гой

Не любили евреи отступников. Нередко выкресты становились зоологическими антисемитами. Яркий пример: лидер московского отделения черносотенной организации «Союз русского народа», редактор ярой антисемитской газетенки и по совместительству негодяй и провокатор Владимир Грингмут. Таким, как он, и предназначалось:

Чтоб тебя головой в землю, а ногами в церковь.

В богатой событиями еврейской жизни случалось, что в борьбе внутри общин оружием и средством сведения счётов становились доносы и оговор. Вражда приверженцев хасидизма и его противников из раввинов и руководителей еврейских общин началась с полемики и публикации памфлетов, а кончилась взаимными проклятиями и обоюдными доносами властям.

Гори огнем место, где ступала нога хасида - проклинали хасидов их противники «митнагдим». Богатая фантазия и чувство юмора всегда были присущи евреям. Проклятия и юмор? А почему нет?

Чтоб у тебя выпали все зубы и остался один - для зубной боли...

Чтобы твои ноги служили тебе только для ревматизма...

Чтоб ты потратил на врачей всё, что у тебя есть, да еще и заложил бы юбку жены...

А как вам такое пожелание?

Чтоб тебя носили на руках...

Вроде бы неплохо? Но… не обольщайтесь, означает оно всего лишь

Чтоб тебя парализовало.

Или:

Чтоб Всевышний вселил в тебя новую душу...

Но ведь для того, чтобы это произошло, надо сначала отдать Богу старую! Многочисленные хворобы и особенно одна из древнейших - проказа - наиболее часто присутствуют в еврейских проклятьях.

Проказу (малярию, ломоту, холеру, чуму, лихорадку) ... тебе в голову (в печенку, на кончик носа, в сердце, в бок, в кости, в зад...).

Кстати, еврейский врач Я.Шескин первым в 1914 году применил средство талидомид для лечения проказы (болезнь Хансена). В Иерусалиме и сегодня функционирует больница для прокажённых.

Оправданный скандал

Не только евреи, но и другие народы, населявшие Ближний Восток, любили позлословить. Собрали как-то филистимляне в долине ха-Эла войска свои и стали против стана израильского. И ничего не могли те поделать, т.к. впереди противника выступал великан-филистимлянин Голиаф из города Гат (Геф). В библейских повествованиях книги I-го Царства, подробно описан состоявшийся там поединок пролетария Давида (в то время был он пастухом, так как пас отцовское стадо) с великаном Голиафом. Так вот, этот Голиаф не только сорок дней «выставлял» себя израильтянам, но и... «поносил» их. За что и получил главным пролетарским оружием - булыжником - по кумполу, от будущего (второго) израильского царя. На Ближнем Востоке в различных договорах вассального типа проклятья часто встречались, как кара нарушителю. В Библии наряду с элементами веры в сверхестественную силу проклятия есть мысль о том, что если оно справедливо, то будет исполнено Богом. Если нет, то обратится на проклинающего или же не возымеет действия. Проклинать Бога, власти и родителей - тягчайшее преступление. Библейское законодательство предписывает предавать смерти того, кто проклянёт или ударит родителя. В Талмуде неоднократно говорится о силе проклятья, будь то обращение к Богу о ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятья или даже проклятья взглядом. Наиболее гнусными видами злословия в иудаизме считаются клевета и донос. В Пятикнижии сказано: «Не разноси ложного слуха. Не ходи переносчиком (сплетен) в народе своём. Берегись всего дурного». Злословие в равной мере возбраняется как злословящему, так и внемлющему его словам. Оно наносит вред не только объекту злословия, но и им обоим. Библейское законодательство указывает на случай наказанного судом злоязычия (Втор.22:13-19): необоснованное публичное обвинение жены в том, что она не была девственницей до замужества. Сотни сентенций Агады (сборник притч, легенд, проповедей и.т.д.) порицают злословие и грозят хулителю Божьим судом. Есть там и примеры сбывшихся проклятий. Лаван проклял свою дочь Рахиль и она умерла молодой. Авимелех, царь Грара, проклял Сарру, и это проклятие сбылось. А то ведь, как часто случается, могут оговорить, обидеть незаслуженно... Прервать в синагоге службу всегда считалось тяжким грехом. Еврей, считавший что к нему проявленна несправедливость, мог потребовать разбора его дела, т.е. учинить «оправданный скандал», даже прервав молитву или изучение Торы и эта причина считалась уважительной. По исходе из Египта натерпевшиеся израильтяне роптали на Бога. Всевышний простил им всё, кроме греха злословия. По Галахе донос, дача позорных кличек, оскорбление учёных (а где вы видели неучёного еврея?) и злостный оговор подлежат рассмотрению специального суда. Наказания: кнас (денежный штраф), незифа (порицание, выговор), ниддуй (временное и частичное исключение из общины), малкот (бичевание).Обидеть человека просто. Покаяться в содеянном сложнее. Условием Божественного прощения служит раскаяние, при котором раскаивающийся должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и доказать это отвращание всем своим поведением. Признание грехов без покаяния не имеет никакой цены. Грешника необходимо побуждать к раскаянию; запрещается напоминать раскаявшемуся о его прежних грехах. В христианстве посредником между кающимся и Богом выступает священник, в иудаизме - прямая связь. Накануне Дня искупления (Йом Кипур) евреи должны просить друг у друга прощения, даже когда обиды и не было, даже когда ущерб был возмещён, даже когда ты не уверен, что виноват. А тому, у кого просят прощения, рекомендуется не упорствовать и принять извинения. Если просящий прощения приходил к потерпевшему трижды (а к своему учителю - и больше) и тот его не простил, то нужно придти в четвёртый раз вместе с десятью свидетелями. Если же потерпевший и в этот раз не простит раскаявшегося, то сам совершает грех и его могут назвать ахзари (жестокий). Авраам не только прощает обиду царю Грара и мирится с ним, но и молится за него. Бен-Сиры премудрость гласит: «Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит. Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе простятся…».

Третья египетская казнь...

Фараон отказался отпустить народ израильский и постигли Египет десять наказаний, десять «казней египетских»: кровь, жабы, вши, саранча, песьи мухи, различные свирепые звери, град, тьма, чирьи, смерть первенцев.

Желаю тебе третьей казни египетской (вшей).

Проклятия царских времен

Что может радовать еврейских родителей больше, чем отменное здоровье детей? А тут:

Чтоб твои сыновья радовали своим здоровьем армейских врачей.

Чтоб ты повстречался с казаком.

Чтоб ты стал клопом в матраце Петлюры и сдох бы от его подлой крови.

Во времена гражданской войны казаки и петлюровцы сыграли свою кровавую роль в истории восточноевропейского еврейства.

Луфт-мэнч, швицэр, тухэс-ликер...

ЮНЕСКО признал Шолом-Алейхема, М.Твена, А.Чехова и Б.Шоу величайшими писателями-юмористами мировой литератуты.Еще в детстве Шолом Рабинович стал записывать проклятья, услышанные от собственной мачехи. Чего там только не было: асмодей, банщик, болван, босяк, веник, выкрест, глупая морда, голодранец, гусак в ермолке, дикарь, дурень, дьявол, злыдень, змей, идиот, извозчик, кишка бездонная…Не стесняются в выражениях персонажи великого еврейского писателя. Раскройте наугад любой его томик - долго искать не придется. Хворобу в кости и добрую лихоманку налево и направо раздают недругам и друг другу обитатели еврейских местечек.

«Чтоб им рот перекосило, чтоб глаза у них повылезали, чтобы у них руки и ноги отнялись, чтоб им на костылях ходить, чтоб родителей своих лишились, чтоб по домам ходили побираться они и их дети и внуки…», - проклинает старая Неха. В каждом своем рассказе спрашивает автор: что еврей без веры? И сам отвечает: ничто! Кто будет вознесен, а кто - низвергнут, кто ездит, а кто пешком плетется. Главное - упование! Надо жить надеждой, только надеждой! А ежели до поры до времени приходится горе мыкать, так на то же мы и евреи на белом свете, как говорится, избранный народ... Недаром нам весь мир завидует... А мыкать горе приходилось немало и в самых трагических ситуациях, находил еврей место для шутки. Тевье-молочник:

«Знаете что, пане Шолом-Алейхем? Давайте поговорим о более веселых вещах. Что слышно насчет холеры в Одессе?»

В мире нет резвее и шустрей,

прытче и проворней, будто птица,

чем немолодой больной еврей,

ищущий возможность прокормиться.

Это Игорь Губерман о горе-коммерсанте-«человеке воздуха». «Луфт-мэнч» - этот персонаж тоже ввёл в мировую литературу Шолом- Алейхем. Незадачливый биржевой спекулянт, местечковый еврей, отправившися в большой город немного заработать и теряющий то немногое, что у него есть. Лет двадцать назад летел я по делам службы в Тель-Авив. Каждый второй пассажир из тех, с кем я имел удовольствие познакомиться, выглядел очень деловым: листал контракты, перебирал образцы, правил проекты, обсуждал деловые предложения...

От добычи нефти из-под Мертвого моря и разведения осетровых в Кинерете до строительства израильского ВДНХ в пустыне Негев и изготовления суперсложных секреток для автомобильных колес. Помню, о секретках шепотом на ухо мне рассказывал маленький, взъерошенный кандидат каких-то наук из Новосибирска.

«Пойми, - убеждал он меня, - считали два доктора математических наук, один вариант - на 150 тысяч комбинаций!». Я встретил его через пару недель на рынке. «Ну что, пошли секретки?». Он отрицательно замотал головой: «Всё здесь не как у людей». Оказадось, что в Израиле не воруют колёса. Еврейские пословицы и поговорки - хорошая тема для отдельной статьи. Приведу лишь одну, говорящую о том, что еврейскую женщину лучше не сердить, иначе она откроет рот и всем мало не покажется:

«У самой маленькой женщины может быть самый большой рот».

А где еще в мире можно услышать такое:

«Женщина, или вам катаракта мешает видеть, что вы мене на кофту наступили - чтоб у вас ноги отсохли!»

Это я записал на тель-авивском рынке Кармель. Там же:

Покупательница: «Что у вас сегодня все огурцы какие-то кривые?»

Торговец: «Мотек! (дорогая) Иди поближе, я покажу тебе один прямой».

Думаете, они расстались врагами или хотя бы обиделись друг на друга? Где угодно, только не в Израиле. Ну, назовет кто-то кого-то «шмок» или «шикер» - подумаешь! Хотя, бывает, привяжется кличка - так на всю жизнь. Тухэс-ликер, поц, адиёт, фарцер... - в переводе не нуждаются. Штинкер - вонючка, штымп - тупица... - такие прозвища можно услышать и сегодня.

Выродки и бильярдисты

«Бройдин пообещал, но ничего не сделал. В погребе Залмана Криворучки на его голову и на головы членов союза коммунальников сыпались талмудические проклятья. Старики закляли мозг в костях Бройдина и членов союза, свежее семя в утробе их жен и пожелали каждому из них особый вид паралича и язвы» - это уже непревзойденный стилист русского языка Исаак Бабель. «...Особый вид паралича...» - будто обычного мало! Не стесняются в выражениях его герои-биндюжники, обитатели старой Одессы, только и думающие «об выпить рюмку водки, об дать кому-нибуть по морде». Но и они знают, что такое соблюдать приличия. Владелец конфексиона готовых платьев мосье Боярский деликатно объясняет «гусару в отпуску» Левке Крику, почему еврей не должен кушать раков: «Еврей, который уважает раков, может позволить себе с женским полом больше, чем себе надо позволять, он может сказать сальность за столом, и если у него бывают дети, так на сто процентов выродки и бильярдисты».

Жирный гусь, красивая жена...

Чтоб ты уподобился лампе: днем висел, ночью горел, а под утро угас.

Чего уж тут комментировать! Чтоб ты так мучился, умирая, как я мучаюсь, живя.Уверен, что многие из вас, уважаемые читатели, слышали подобное из уст бывших и действующих жен, тещ, свекровей...Может быть, слова были чуть другими, но смысл - тот же.Тот, кто хоть однажды вкушал что-нибудь из нижеперечисленного, понимает, какие это страшные проклятия:

Чтоб ел ты каждый день рубленую печенку с луком, жирную селедку, бульон с клецками, карпа с хреном, тушеное с цимесом, оладьи, чай с лимоном - и чтоб давился каждым куском.

Чтоб у тебя был самый жирный гусь, но чтоб у тебя не было зубов; было самое хорошее вино, но не было вкуса (а это вообще удар ниже пояса - авт.); была бы самая красивая жена, а ты был бы импотентом.

Холера им в бок!

«У других народов эмоциональное напряжение снимается с помощью вульгарных, нецензурных выражений. Евреи же Восточной Европы облегчали душу не матерной бранью, а злыми пожеланиями, весьма живописными и зачастую юмористическими. Евреи понимали, что ни у добрых, ни у злых пожеланий нет магической силы, - пишет в своей книге «Чтоб нам слышать только добрые вести. Благословения и проклятия на идиш» профессор Еврейского университета в Иерусалиме, профессор Иосиф Гури (Yosef Guri. Lets heart onle good news. Yiddish blessing and curses). "ИУДЕЙСКОЕ ПРОКЛЯТИЕ":

Проклятие (אָלָה, ала ; מְאֵרָה, меара ; קְלָלָה, клала ; в Талмуде также используется арамейское לְטוּתָא, летута) - устное негативное пожелание, адресованное конкретному человеку либо группе людей с упоминанием имени Б-га либо без него. Согласно традиционному верованию, проклятие имеет духовную силу, способную нанести вред проклятому или его семье. Еврейский закон запрещает проклинать себя или других, а за проклятие родителей полагается самая высокая мера наказания - смертная казнь по приговору суда через «скилу» (т.н. «побиение камнями») (см. Шмот 21:17 ).

В чем сила проклятия?

Сила проклятия напрямую связанна с Б-жественной природой человеческой души . Речь - это Б-жественный элемент, которым Творец наделил человека на последнем этапе его творения, вдохнув в него душу (см. перевод Ункелоса на стих Берешит 2:7 ). Божественная составляющая человеческой речи придает словам духовную силу, дающую возможность благословлять, проклинать, заклинать и даже творить («Сэфэр аХинух» зап. 350 и Маараль Нэтивот олам, нэтив лашон ).

Сила проклятия возрастает, если проклятие было вынесено праведным человеком, хранящим свои уста в чистоте и святости.

Почему проклятие работает?

Комментатор Торы и кабалист Ор аХаим аКадош в своем комментарии на главу Балак объясняет, что проклятие вызывает строгое отношение Б-га к проклятому (мидат а-дин ), - что может привести к незамедлительному наказанию за уже существующие грехи, за которые он получил «отсрочку» в рамках Милосердного отношения (мидат а-рахамим ).

Таким образом, силе проклятия подвержены практически все люди, поскольку нет человека, который бы ни разу не согрешил (см. Коэлэт 7:20 ). Но абсолютно чистый праведник, без единого греха, не подвержен силе проклятия, т.к. не имеет повода для наказания Свыше.

Стоит ли бояться проклятия?

Ритуал отлучения происходил в присутствии десяти евреев и сопровождался различными проклятиями и молитвами, призывающими взыскать с подсудимого за его неповиновение. Во время проклятий в зал суда приносили носилки для мертвого, судьи держали в руках свиток Торы, зажигали свечи. Частью ритуала было так же трубление в шофар .

В Талмуде (Моэд Катан 17а ) на примере нескольких историй указывается, что разрушающая сила проклятия «херем» может привести к скоропостижной смерти проклятого.

Проклятие «ми шэ пара» за отмену сделки

Еще один вид проклятия, известный в еврейской судебной практике - это проклятие «ми шэ пара…» (ивр. - «тот, кто взыскал…» ). Название «ми шэ пара» является начальными словами проклятия: «Тот, кто наказал поколение потопа, Вавилонской башни и жителей Сдома и Аморы , Он накажет того, кто не держит своего слова».

Проклятие «ми шэ пара» возлагается автоматически на любого человека, который отменил деловую сделку после оплаты.

Дело в том, что с точки зрения еврейского имущественного кодекса, передача денег еще не завершает акт приобретения, пока покупатель не получил товар на руки. И поэтому де-юре можно отменить сделку - например, в пользу иного покупателя.

Однако, если одна из сторон решит отменить сделку уже после оплаты, но до получения товара, в таком случае отменивший и получает проклятие «ми ше пара» .

Проклятие «пульса де-нура»

В разгаре политических войн в государстве Израиль получило известность так называемое проклятие «пульса де-нура» (с арамейского - «огненный удар» или «огненные шары» ), используемая различными радикалами для устрашения и оказания воздействия на различных политических деятелей и лидеров партий. Известно, что обряд пульса де-нура производился ультраправыми ортодоксами в преддверии убийства премьер министра Ицхака Рабина в 1995 году, а также за полгода до инсульта Ариэля Шарона в 2006 году. Некоторые связывают преждевременную смерть политиков с результатом осуществления проклятия пульса де-нура .

Многие исследователи ставят под сомнение исконность данного обряда в связи с тем, что он не упоминается в древних источниках и в кабалистической литературе. Кроме того, в Талмуде и в агадической литературе понятие «пульса де-нура» используется в значении Небесного наказания по отношению к духовным сущностям, но не как проклятие, наносимое людьми. Тем не менее, очевидно, что сам ритуал «пульса де-нура» практически полностью основан на обычаях, совершаемых во время наложения «херема», где также произносились проклятия под звук шофара в присутствии десяти мужчин и при зажжённых свечах. Скорее всего, сам ритуал является немного измененной формой проклятия «херем», где название было заимствованно из Талмуда по ассоциативному принципу.

Поэтому не исключено, что действенность проклятия пульса де-нура имеет место, как и любой херем, если он выносится по решению бейт дина и на объективном основании.

Как избавиться от проклятия?

  1. В книге Пеле Йоэц(глава «Клала» ) приводится: тот, кто слышит проклятие в свой адрес, пусть произнесет в этот момент: «Ло кэн иѓъе, элэ гам барух иѓъе» («да не будет так, но пусть будет благословлен!»).
  2. В книге Орах Мэйшарим(глава 10 на основе Талмуда ) написано, что для того, чтобы проклятие не осуществилось, следует произвести действие, немного напоминающее содержание проклятия. Таким образом, проклятие как бы осуществляется через безвредное для человека действие.
  3. Следует произнести текст «атарат клалот» (отпущение проклятий), составленный раби Шломо Шараби .
  4. Пусть помолится, чтобы проклятие не исполнилось (Лереэха камоха пункт 7 )
  5. Следует попросить благословения у праведника (Тосфот Санхедрин 70а «Килэло» ).

Отпущение проклятий «атарат клалот»

Отпущение клятв производится в присутствии десяти мужчин, желательно, чтобы среди них были знатоки Торы.

Если невозможно собрать десять мужчин, то можно сделать «ататрот клалот» даже перед тремя мужчинами.

Во время обряда произносят текст, составленный кабалистом раби Шломо Шараби, где просящий просит присутствующих, от имени Небесного суда, отпустить возложенные на него проклятия, и тем самым частично избавиться от негативного влияния проклятий и аин ара - «дурного глаза» .

В некоторых общинах существует обычай совершать отпущение клятв каждый год в преддверии