Если отменят санкции то рубль укрепится. Безвредные санкции: почему их отмена не принесет пользы России. Что будет, когда санкции снимут

США наложили на Россию новые санкции, Европа продлила старые санкции. Какой ужас. На самом деле, нет. Все санкции, что вводились до сих пор против отдельных российских лиц и организаций – это всё неприятно, конечно, но не смертельно. Это всё цветочки. Ягодки в области санкций лежат в двух плоскостях – (1) запрет на покупку российских нефти и нефтепродуктов, и (2) запрет на инвестиции в российские государственные облигации.

Первое лекарство «от головокружения от успехов» испытал на себе Иран. Его ресурсов хватило всего на три года, после чего он начал молить о пощаде. Если посмотреть на график«Динамики ВВП Ирана и цен на нефть» , то становится понятным, почему. Падение ВВП в результате нефтяного эмбарго составило 25% при почти неизменных ценах на нефть. Соответствующим образом упало и благосостояние простого иранского народа. Надо ещё учесть, что тогда (2011-2015 года) цена на нефть держалась на очень высоком уровне, выше 100 долларов за баррель. Сейчас нефть колеблется вокруг 50 долларов, и российская экономика с очень большим трудом переносит такой уровень цен. В случае введения эмбарго против РФ сейчас, вряд ли российские власти продержатся три года.

К счастью для российских властей, на сегодняшний день нет даже слухов о том, что где-то в высоких кабинетах на Западе обсуждается возможность введения эмбарго на покупку российской нефти. Зато появились слухи о возможном применении второго лекарства. Законопроект о новых антироссийских мерах, принятый недавно американским сенатом, содержит поручение проработать запрет на инвестиции в российские гособлигации.

Если этот запрет будет реализован, рубль повторит сценарий декабря 2014 года, только в ещё большем масштабе. Потому что с 2014 года доля иностранных денег в российских долговых ценных бумагах, государственных облигациях федерального займа (ОФЗ) и корпоративных облигациях, выросла. В 2014 году, по оценкам ЦБ, доля нерезидентов в ОФЗ составляла порядка 25%, а сейчас регулятор говорит уже о 31%. А, по некоторым оценкам, речь может идти о 40%, и даже больше.

Чтобы представить это в деньгах, скажу, что за последние полтора года нерезиденты приобрели облигаций федерального займа на 734 млрд рублей, обеспечив 84% суммы, которую минфин привлёк на рынке для покрытия дефицита бюджета. А всего иностранцы владеют долгами правительства РФ на сумму в 1,8 трлн рублей. По данным некоторых аналитиков, в средне- и долгосрочных выпусках, которые торгуются на бирже, нерезиденты владеют до 70% всех бумаг.

Виновен в таком положении дел ЦБ, и только он. Именно он создал благоприятные условия для иностранных спекулянтов для осуществления ими операций кэрри-трейд. Иностранцы брали у себя на родине кредит в долларах или евро под 1-2-3% годовых, приносили валюту в нашу страну, конвертировали её в рубли, и вкладывали в облигации под 10-11-12% годовых. Разница в процентных ставках и есть прибыль иностранных спекулянтов.

Теперь представьте, что все эти иностранные деньги одновременно, или почти одновременно, ломанутся в одну маленькую, узенькую, дверцу под названием российский валютный рынок. По текущему курсу, 1,8 трлн рублей – это 30,5 млрд долларов. Казалось бы, не очень много. Однако, даже таких небольших денег у нашего ЦБ нет. Их не было уже в ноябре 2014 года (смотри статью«Золотовалютных резервов у ЦБ на поддержку рубля фактически нет»). Нет их и сейчас. Ведь, несмотря на то, что, с первой половины 2015 года золотовалютные резервы страны понемногу росли (смотри график«Золотовалютные резервы РФ»), они всё ещё не достигли уровня ноября 2014 года.

В 2014 году, всего за три месяца, с сентября по декабрь, доллар вырос в цене почти в 2 раза – с 38 рублей за доллар на 18 сентября до 68 рублей за доллар на 18 декабря. И это официальный курс ЦБ. На бирже в декабре за доллар в пике давали 80 рублей.

Сейчас, когда иностранные спекулянты бросятся исполнять санкции, запрещающие им владеть российскими государственными облигациями, курс доллара точно также вполне может вырасти в 2 раза. Чуть больше, или чуть меньше – это не важно. В минимуме в текущем году он приближался к 55 рублям за доллар. Умножаем на два, и получаем 110 рублей за доллар. Вилочка – от 100 до 120. Эти цифры удивительно напоминают прогноз Степана Демуры – 97, 125 (смотри статью«Про курс доллара, индекс RGBI, страх и жадность, нефть и бюджет, золото, паритет евро и доллара, Трампа, динамику рынка и новостной фон, дефолт»). За нижнюю границу диапазона говорит и расчётный курс доллара, получаемый делением денежной массы на золотовалютные резервы. В настоящее время он находится на уровне 97 (смотри график«Расчётный курс доллара»).

«Совпадение? Не думаю» (с)

В 2012 году США опубликовали список, который в России известен как «список Магнитского». Лицам, причастным, по мнению США, к смерти аудитора Сергея Магнитского, запрещался въезд на территорию США, а все их возможные активы замораживались. «Акт Магнитского» стал прообразом дальнейших индивидуальных санкций, вводимых США, ЕС и другими странами.

17 марта 2014 года США начали новый раунд ввода санкций, связанных с войной на Украине. Американские активы 11 высокопоставленных российских чиновников заморозили, а самим чиновникам запретили въезд на территорию США. В американском списке оказались помощник Путина Владислав Сурков, советник президента Сергей Глазьев, заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. ЕС поддержал решение президента Обамы и опубликовал свой список с фамилиями 21 человека, виновного в «подрыве территориальной целостности Украины». Среди них оказались вице-спикер Думы Сергей Железняк, командующий Черноморским флотом Александр Витко, командующий Западным военным округом Анатолий Сидоров и командующий войсками Южного военного округа Александр Галкин. Сейчас под индивидуальными санкциями Евросоюза находится уже 146 человек.

2. Экономические против предприятий

Изначально это были предприятия, аффилированные с «ближним кругом» Владимира Путина, в частности, компании, каким-либо образом связанные с Геннадием Тимченко или Аркадием и Борисом Ротенбергами. Со временем ограничения распространили и на другие предприятия. Основной удар экономических санкций пришелся на предприятия оборонного и сырьевого секторов, а также на российские государственные банки. Под ограничения попали «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», «Ростех», «Алмаз-Антей», Сбербанк, Внешэкономбанк и другие крупные отраслевые предприятия. Их зарубежные активы и собственность заблокировали, им запретили поставлять некоторые виды продукции и предоставлять технологии, например, по разведке и добыче нефти. Российским государственным банкам серьезно ограничили доступ к рынкам капитала и кредитованию. В санкционных списках ЕС насчитывается 37 подобных юридических лиц.

3. Индивидуальные и экономические против Крыма

Отдельные санкции коснулись Крыма: чиновники и политики ожидаемо попали в санкционные списки, а полуостров лишился новых инвестиций. Кроме того, ряд стран запретил поставку в Крым некоторых продуктов и услуг, платежные системы VISA и MasterCard перестали обслуживать крымские банки, а круизные корабли — заходить в крымские порты.

Кроме США и ЕС к санкциям присоединились Канада, Швейцария, Черногория, Япония, Исландия, Норвегия, Австралия, Албания и Украина.

Когда санкции могут снять?

Официальные даты: ЕС продлил индивидуальные санкции до 15 сентября 2016 года, экономические до 31 июля 2016 года. Все американские санкции будут действовать еще год, до 6 марта 2017 года. Мнения экспертов не сходятся в прогнозе реальных сроков снятия санкций. Отмену ограничений связывают и с выполнением минских договоренностей, и с дальнейшим противостоянием США — Россия, и с российским политическим режимом. По самому оптимистичному сценарию, при соблюдении условий «Минска-2» отмену санкций можно ожидать уже в этом году.

Игорь Юргенс, президент Института современного развития:

Снятие санкций зависит от слишком большого количества обстоятельств. Мы до сих пор не можем прийти к взаимопониманию по целому ряду вопросов в реализации «Минска-2». Насколько я информирован, европейская сторона не готова к расширению толкования причин введения санкций и по-прежнему стоит на узкой дефиниции: «Минск-2» выполнен — санкции снимаются. Но, безусловно, сама трактовка «Минска-2» разнится у Москвы, Киева и Брюсселя. Москва считает соблюдением условий договора прекращение огня, начало переговоров и проведение выборов в Донецке и Луганске по согласованному между ними и Украиной сценарию и механизму. ЕС же считает, что «Минск-2» — это возвращение упомянутых выше территорий под контроль Украины и охрана их границ уже украинскими войсками, и только после этого можно будет рассматривать вопрос выборов и регионализации. Судя по всему, Рада сейчас просто не может принять пакет документов по регионализации Луганска и Донецка и предоставлению этим областям бо́льших прав и свобод. Возлагать надежду на то, что Порошенко и Путин или Порошенко и другие члены минской четверки как-то договорятся, представляется невозможным, потому что есть политические силы, не управляемые ни Порошенко, ни даже американскими или немецкими коллегами. Именно в это упирается вся история. Когда произойдет регионализация этих областей, как мы ее видим, произойдет и окончательный вывод российских советников и тех людей, чье наличие там мы отрицаем, но они там есть.

Год назад наше присутствие было очевидным, велись военные действия, поэтому санкции никаким образом не могли быть сняты. Сейчас хотя бы нет активных боевых действий, есть только нарушения режима огня, что дает возможность говорить о снятии санкций. Если мы договоримся, если пройдут хоть какие-то выборы, которые устроят международное сообщество, Киев и сепаратистов, тогда в июне можно было бы ожидать, что ЕС снимут экономические санкции, а в сентябре индивидуальные, технологические и прочие.

Но процесс этот очень трудный. Россия прикладывает определенные усилия, назначение Бориса Грызлова абсолютно очевидно об этом свидетельствует, однако очень трудно предсказать, реализуется все вышеперечисленное или нет.

Андрей Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам:

Я думаю, что санкции могут и снять через некоторое время, но потом придумают другие. Наша страна на протяжении всей своей истории так или иначе находилась под какими-то санкциями. И уповать на то, что снимут санкции и настанет рай земной, не нужно. Нам надо работать в сложившейся ситуации. То, что в Европе от санкций устали, это точно. На Востоке эти санкции тоже мешают многим, да и в Америке сейчас на фоне выборов президента не до санкций. Но допускать Россию до статуса мировой державы без боя никто не собирается, это следует понимать. Не было бы Крыма, придумали бы что-то другое.

Пока что руководители ЕС боятся, оглядываются на Вашингтон. Но готовность к снятию санкций уже очень высока; как только внутренние вопросы обострятся, как только давление на руководство со стороны электората и бизнеса достигнет критической массы, санкции сразу снимут, нужен будет только повод. При этом не стоит ожидать отмены санкций из-за смены президента в США. Главное желание США в отношении России — притормаживать. А депутаты Европарламента, заявившие о санкциях в адрес Владимира Путина, хотели только одного — напомнить о своем существовании. Никаких санкций относительно действующего президента мировой державы никто применять не будет.

Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ:

Полное снятие антироссийских санкций вряд ли произойдет при нынешнем политическом режиме. Из созданных им политических тупиков (например, крымско-украинского) нет выхода, и если руководство страны пойдет на уступки, это будет означать для него полное политическое фиаско. А без этих уступок Запад не согласится на снятие санкций. Судя по всему, разруливать ситуацию предстоит еще не один год и даже не одно десятилетие.

Что будет, когда санкции снимут?

Борис Шмелев, руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН:

В случае отмены санкций Россия получит доступ к дешевым деньгам в Европе, сможет получить необходимые кредиты для развития предприятий и кредиты на инвестиционные проекты, поскольку инвестиции в экономику страны резко сокращаются. И с этой точки зрения снятие санкций оказало бы положительное влияние на экономику страны. Думаю, что отмена санкций несколько — подчеркиваю, несколько — укрепила бы рубль. К прежнему курсу возврата, конечно, не будет, доллар за 30 рублей — это уже история. Но я думаю, что он укрепился бы на 3, а может быть, даже на 4 рубля.

С другой стороны, не нужно забывать о том, что России тоже пришлось бы сделать шаг навстречу и отменить антисанкции, отказаться от запретов на поставку сельхозпродуктов в Россию. Это больно ударит по производителям сельскохозяйственной продукции, фермерам, агрохолдингам. Отмена санкций болезненно отразится на российской легкой промышленности, пищевой, швейной.

Общий баланс плюсов и минусов для России в случае отмены санкций был бы, конечно, позитивным, но следует все же учитывать, что многие секторы экономики при этом серьезно пострадают. Для того чтобы удержать эти отрасли на плаву и не позволить им разориться, государству придется взять контроль на себя. В условиях отмены санкций в Россию хлынет поток дешевых продуктов, которые мы всегда получали из Европы, и комфортные условия для наших производителей исчезнут. Сейчас Россия проводит политику протекционизма и защищает своего производителя от зарубежных конкурентов. Если государство будет продолжать такую поддержку после отмены санкций, это вызовет возражения со стороны ВТО. Сейчас поддержка производителя происходит за счет потребителя, за счет нас с вами, потому что мы оплачиваем более высокую стоимость отечественных товаров, а при снятии санкций эти издержки придется компенсировать государству, придется откуда-то доставать эти деньги. И может быть, эти деньги придется брать на том же Западе в виде кредитов. Но в целом, плюсов было бы, разумеется, больше, чем минусов.

Сопредседатель совета директоров группы «Третий Рим», руководитель программ «Экономическая политика» Московского центра Карнеги:

Я думаю, серьезно ничего не изменится. Избыточного притока денег не будет и не могло бы быть, изменение курса валюты тоже вряд ли может произойти, он зависит от нефти, а стоимость нефти от санкций не зависит никак. Что касается сельскохозяйственного сектора, у нас нет такого драматического развития аграрного сектора, чтобы ему могло помешать снятие санкций. Скорее, если снимут антисанкции, снизятся цены на продукты. Это будет неприятным, но не смертельным сюрпризом для наших аграриев, которые уже привыкли производить плохо и дорого. Объемы продаж тоже вряд ли сильно изменятся, тем более что покупательная способность у людей все равно из-за упавших доходов низкая. В такой ситуации любое ограничение цен, сдерживание инфляции будут вызывать рост спроса, это означает, что найдется место и импортным, и отечественным продуктам.

Скорее всего, мы вряд ли сможем серьезно заметить какие-либо изменения от снятия санкций.

МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. Введение США санкций по отношению к российскому госдолгу, по самым пессимистичным оценкам аналитиков, может обвалить курс национальной валюты до 69 рублей за доллар перед президентскими выборами, однако такой девальвации, как в 2014 году, не произойдет.

Президент США Дональд Трамп в августе подписал закон о расширении ряда секторальных санкций против российской экономики. Документ предполагает, что в течение полугода (180 дней) после его принятия Конгресс США соберется для обсуждения возможности расширения ограничительных мер на госдолг России.

Центробанк эффективно отреагирует на такой "вызов" и купирует его воздействие на валютный и долговой рынки страны, считают аналитики, опрошенные РИА Новости.

"Банк России уже не раз заявлял, что готовится к такому развитию событий. В этом случае, при прочих равных, курс доллара может прибавить порядка 2-3 рублей, после чего российская валюта начнет восстанавливаться", — полагает Богдан Зварич из ИК "Фридом Финанс".

Текущий официальный курс рубля Банка России по отношению к американской валюте — 58,52 за доллар.

Два варианта

По мнению экспертов, возможны два варианта санкций в отношении госдолга. "Первый — запрет на владение всем российским госдолгом, как торгуемым, так и новым, и это наиболее жесткий вариант. Второй вариант — запрет на покупку новых выпусков госдолга", — отмечает Владимир Тихомиров из компании "БКС Глобал Маркетс".

Вероятность первого сценария небольшая — прежде всего, потому, что такие санкции также накажут и американских инвесторов, которым придется продавать российские бумаги с убытками, указывает он.

Принципиальным в первом случае также будет срок выполнения требований санкций, считает Андрей Манько из РИА Рейтинг. "Худший вариант - срок в несколько недель со дня вступления решения в силу, мягким вариантом будет выглядеть срок, например, в 12 месяцев", — полагает Манько.

На текущий момент объем ОФЗ (облигаций федерального займа) на руках у иностранных инвесторов составляет порядка 30%, если же смотреть только на ликвидные бумаги, то может достигать и 45%, оценил Зварич.

"Запрет на покупку новых выпусков госбумаг — наиболее вероятный сценарий, но в таком случае эффект на рынок и рубль будет очень небольшой — прежде всего потому, что без новых выпусков облигаций Россия может обойтись, особенно если цены на нефть останутся на близких к сегодняшним высоким уровням", — добавил Тихомиров.

Специального разогрева рынка не будет

Если власти США запретят американским инвесторам покупать российские гособлигации, за ними могут последовать и другие иностранные инвесторы, чтобы не иметь проблем при работе в США, полагают экономисты.

Кроме того, некоторые эксперты опасаются, что для большей дестабилизации рубля США через дружественные банковские структуры попытаются нарастить долю иностранцев, владеющих долгом России, чтобы потом - перед выборами президента в России — продажи были более масштабными. Однако другие аналитики не видят смысла в таких действиях.

Вряд ли перед возможным введением ограничений операций с ОФЗ будет приказ дополнительно нарастить портфель для большего эффекта, так как это может принести заметные убытки инвесторам, считает Манько.

Рост стоимости российских облигаций при намеренной скупке будет стимулировать их продажу другими инвесторами, которые захотят воспользоваться возможностью и зафиксировать накопленную существенную прибыль, рассуждает Зварич.

"В итоге произойдет компенсация спроса со стороны ангажированных Америкой банковских структур, которые можно было бы использовать для того, чтобы затем обвалить рубль", — рисует схему экономист "Фридом Финанса".

Перспективы рубля

Тем не менее, даже без дополнительных шагов со стороны США быстрый выход иностранных инвесторов из ОФЗ существенно ударит по российскому валютному рынку, считают аналитики.

Рубль может отреагировать на быстрый выход иностранцев из ОФЗ падением вплоть до 10%, то есть, курс в отдельные торговые сессии может быть даже на уровне 65-66 рублей за доллар, оценил Манько. Однако в среднесрочной перспективе курс, скорее, вернется ближе к текущим уровням в 60-62 рубля, добавил он.

Самые пессимистические оценки прогноз падения курса рубля дает Александр Разуваев из компании "Альпари". Он ожидает, что национальная валюта обесценится на 15% в случае распродажи ОФЗ нерезидентами - то есть, доллар пробьет уровень 69 рублей.

"Это, конечно, не девальвация декабря 2014 года, когда доллар подскакивал до 80 рублей с 50 рублей, но и не самая приятная история", — оценил он.

Действия банка России

"Кошмаризация России". Политолог о заявлениях Тиллерсона по санкциям Глава Госдепа Рекс Тиллерсон потребовал от России выполнения Минских соглашений. Политолог Александр Шпунт в эфире радио Sputnik отметил, что в отношении РФ высказываются совершенно необоснованные претензии, но не будь их, появились бы другие.

У Центрального банка есть набор инструментов для стабилизации ситуации на финансовом рынке, напоминает Манько.

"Во-первых, нужно сохранить привлекательность российского рынка для иностранцев, поэтому спешить с понижением ключевой ставки не стоит, чтобы доходность рублевых гособлигаций оставалась высокой и привлекательной для покупок", — сказал он.

Во-вторых, важно не допустить дефицита ликвидности на рынке - как рублевой, так и валютной, чтобы в случае необходимости российские банки смогли оперативно выкупить ОФЗ у иностранцев, единодушны аналитики.

Наконец, Банк России может напрямую или через Сбербанк покапать ОФЗ на рынке — накопленные международные резервы в 427 миллиардов долларов позволяют это сделать, считает Разуваев.

"Однако возможны и административные меры. Стоит напомнить, что после дефолта в августе 1998 года для нерезидентов в течение нескольких лет действовали ограничения в отношении долговых бумаг России и денежных средств, полученных ими в рамках реструктуризации", — указывает он.

"В России очень популярна точка зрения, что Минфин должен ввести мораторий на выплаты по суверенным долгам в пользу стран, которые ввели санкции против России. Но это, конечно, прежде всего, политическое решение", — заключает эксперт.

17:12 — REGNUM

Минэкономразвития прогнозирует ослабление рубля летом и укрепление с сентября. Аналитики оценили прогноз МЭР .

Официальный курс доллара на 27 марта установлен на уровне 56,43 рубля. Однако в Минэкономразвития полагают, что рубль укрепится и до 40 руб. за доллар. Правда, вероятнее всего, это случится только в 2018 году. К концу же 2015 года доллар будет стоить 55 рублей. Согласно новому прогнозу МЭР, укрепление национальной валюты практически не будет зависеть от цен на нефть.

Как заявил корреспонденту адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко , если не произойдет никаких негативных для российской экономики событий, то данный прогноз Минэкономразвития имеет высокие шансы на воплощение. «Действительно, стоит ожидать постепенного, но стабильного укрепления рубля в летний период. Но только при условии отсутствия колебания цен на нефть. При сохранении таких обстоятельств к концу года курс доллара, скорее всего, приблизится к отметке в 55 рублей и даже может опуститься ниже. Кроме цен на нефть на это повлияет и тот факт, что в начале лета и начале осени будут завершаться очередные налоговые периоды, и бизнесу потребуются рубли в больших количествах для уплаты налогов (в общей сумме это будут многомиллионные суммы в рамках всей страны), что дополнительно посодействует укреплению рубля», - пояснил Литвиненко.

По его словам, о положении рубля в более длительном периоде (на 2016-2018 года) сложно делать прогнозы, поскольку они будут иметь минимальную точность, как и все долгосрочные прогнозы, так как они не учитывают множество факторов. «При хорошем раскладе, если санкции против РФ начнут постепенно отменять, а цены на нефть будут расти или хотя бы не колебаться в сторону снижения и при этом в российской экономике наметится тенденция на её рост (ВВП растет, инфляция снижается), а взятый на импортозамещение курс начнет давать первые заметные результаты, то рубль может существенно укрепиться и к 2018 году курс доллара в этом случае будет находиться в пределах 40-50 рублей. Однако, если США будут проводить агрессивную политику на мировой арене или в их экономике возникнут серьезные изменения (положительные или негативные), экономическая ситуация в России будет улучшаться медленнее, чем ожидается, а цены на нефть будут изменяться слишком часто, то курс доллара вряд ли к 2018 году опустится ниже 50 рублей», - считает эксперт.

Аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин обратил внимание, что с 4 квартала 2014 года три российских регулятора - ЦБ РФ, МЭР и Минфин с периодичностью раз в месяц-полтора постоянно пересматривают свои макроэкономические прогнозы - по инфляции, ВВП, курсу рубля и т.д. И вот сейчас, когда годовая инфляция в РФ стабилизировалась в районе 16,7%, а доллар почти приблизился к недавно озвученной ЦБ РФ справедливой оценке в 55 рублей, идет очередной пересмотр ключевых макроэкономических параметров.

По его словам, надежду на менее жесткую просадку ВВП РФ в 2015 году дает статистика за 1 кв. 2015 года. По оценкам МЭР РФ в январе-феврале ВВП РФ упал всего на 1,5%(г/г). По итогам года ВВП может сократиться уже не на 3%, а лишь на 2,5%, что вполне реалистично.

«Поддержку ВВП РФ окажет рост реальных доходов российских домохозяйств и фирм на фоне снижающегося инфляционного давления, а также сохраняющийся в положительной зоне чистый экспорт РФ. На фоне роста мировой экономики и вероятного сокращения производства нефти в США во второй половине 2015 года, цены на нефть марки BRENT могут ежегодно прибавлять примерно по 10 долларов за баррель. То есть в 2015 году вероятна их консолидация в диапазоне 50-60 долларов, в 2016 - 60-70 долларов, в 2017 - 70-80 долларов и т.д.», - уточнил Кочергин.

Он настаивает, что главными факторами неопределенности для рубля остаются цены на нефть и санкции: «Формально, рост цен на черное золото и полная отмена западных санкций, могли бы вернуть доллар к началу 2014 года, когда он стоил 32-33 рубля. Но с учетом предполагаемого роста цен в РФ и в США в 2015-2018 годах, в соответствии с паритетом покупательной способности, доллар вряд ли упадёт ниже 40 рублей. В отдаленном будущем при росте цен в РФ и в США в 4% и 2% годовых соответственно темпы роста доллара к рублю не должны превышать 2% в год».

По мнению Кочергина, в 2015 году возможна стабилизация цен на нефть выше 60 долларов за баррель и выход российской валюты в диапазон 50-55 рублей за доллар.

Старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева в свою очередь назвала логичными ожидания укрепления рубля от МЭР в августе-сентябре 2015 года в связи с двумя факторами: «Первое. Летом традиционно сезон вождения может спровоцировать рост спроса на нефть и привести к сокращениям коммерческих запасов в подземных хранилищах США. Это способно поддержать восстановление цен на нефть сорта Brent выше 65 долларов за баррель, а, значит, и укрепить позиции рубля. Второе. В июле будет принято окончательное решение по санкциям против России: продлевать или нет? Учитывая тот факт, что на мартовской встрече представителей ЕС семь стран выступило против автоматического продления, можно надеяться, что решение о продолжении действия ограничительных мер все же не будет принято. И это еще один серьезный фактор поддержки рублю».

Тем не менее, по ее словам, стоит признать, что сам прогноз оторван от текущей динамики рубля - сегодня, 26 марта, курс уже укреплялся до 55,90, а МЭР прогнозирует достижение 55 к концу года. «Учитывая тот факт, что курс национальной валюты слишком сильно зависит от геополитических факторов, сложно нарисовать более или менее четкую траекторию движения рубля даже в течение ближайших 3-5 месяцев», - добавила она.

Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский заявил , что пересмотр итогов санкций со стороны аналитиков и аналитических агентств идет полным ходом: санкции со стороны США продлены, со стороны ЕС - пока нет. Главный вопрос - что будет с рублем - остается открытым. Он уверен, что основным критерием роста или ослабления рубля считается цена на нефть, из-за специфики российской экономики.

«В условиях санкций при стабилизации стоимости нефти в пределах текущих значений (55-60) рубль начнет медленно стабилизироваться, но не в виде определенного „тренда“, а с определенной периодичностью - укрепление, спад, затем снова укрепление. Если свести все к одним значениям, то при цене барреля нефти даже в условиях санкций в 60 долларов, доллар будет торговаться на уровне 50-52 рублей. Если санкции по каким-то причинам отменят, то доллар может ослабеть еще больше, особенно на фоне решений ФРС об изменении ставок и необходимости повышения уровня госдолга США. В более долгосрочной перспективе рубль сможет укрепиться, однако для этого экономике РФ нужно выйти из состояния рецессии, а это невозможно на текущий момент без высокой стоимости нефти (порядка 70-80 долларов за баррель)», - уточнил аналитик.

Напомним, что за последние 10 дней курс доллара потерял 5,7 рубля, а с 3 февраля подешевел более, чем на 10 рублей. Ослабление евро к рублю также продолжается с начала февраля. Менее, чем за два месяца упал с 78,79 рубля до 62,08 рубля.