Банковское гарантирование и ндс. Ускоренное возмещение НДС: скрытые угрозы Гарантия возмещения ндс

В.В. Шинкарев,
советник государственной гражданской службы РФ II ранга

В.В. Шинкарев

Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ в Налоговый кодекс РФ добавлена ст. 176.1 "Заявительный порядок возмещения налога", которая действует уже год. Согласно ее положениям у налогоплательщиков появилось право получить заявленную к возмещению сумму НДС, не дожидаясь окончания камеральной проверки. С какими проблемами им пришлось столкнуться, читайте в данной статье.

Крупные налогоплательщики в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 176.1 НК РФ могут получить возмещение НДС из бюджета на основании только заявления. В нем налогоплательщик должен отразить обязательство вернуть в бюджет излишне полученные (зачтенные) в заявительном порядке суммы налога (включая проценты), если решение о возмещении в заявительном порядке будет отменено полностью или частично. Однако получить возмещение на основании заявления могут только налогоплательщики, за три предыдущих года заплатившие в бюджет более 10 млрд. руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ в совокупности (письма Минфина России от 29.04.2010 N 03-07-08/142, ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@).

Другим налогоплательщикам для получения возмещения из бюджета до окончания камеральной проверки помимо заявления необходимо представить в налоговый орган банковскую гарантию, призванную обеспечить возврат в бюджет полученных налогоплательщиком в заявительном порядке денежных средств, если решение об "ускоренном" возмещении будет отменено. Согласно п. 8 ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога должна проверить соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пп. 2, 4, 6 и 7 данной статьи. Кроме того, сотрудники налоговых органов должны убедиться в наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принять решение о возмещении либо отказать в возмещении налога в заявительном порядке, приняв соответствующее решение.

Документы для заявительного порядка возмещения НДС

По результатам проверок документов, в т.ч. банковских гарантий, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы, можно сделать выводы об основных проблемных моментах и типовых ошибках для применения заявительного порядка возмещения НДС.

Согласно ст. 368 Гражданского кодекса РФ в силу банковской гарантии банк (гарант) дает по просьбе другого лица - принципала (в рассматриваемом случае - налогоплательщика) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму после представления бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Банковская гарантия должна быть представлена одновременно с налоговой декларацией, где заявлено право на возмещение налога (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Согласно ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не предусмотрено иное. Следовательно, при проверке гарантии необходимо обратить внимание, не содержит ли она дополнительные условия, касающиеся срока ее действия.

Банк, представивший гарантию, должен соответствовать пяти критериям, установленным п. 4 ст. 176.1 НК РФ:

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн. руб.;

3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. руб.;

4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

5) отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Информация о том, какие банки соответствуют требованиям НК РФ, размещается на сайте Минфина России в разделе "Налоговая и таможенно-тарифная политика"*1.
_____
*1 http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Соответствие банка приведенным в НК РФ требованиям проверяет ЦБ РФ. Если банк не соответствует установленным критериям, Центробанк в течение пяти дней со дня выявления этого направляет информацию об этом в Минфин России.

Следовательно, к проверке самих банков налоговые органы отношения не имеют. Для проверки используются только сведения, размещенные на сайте главного финансового ведомства.

Необходимо отметить: сведения о соответствии банка требованиям НК РФ проверяются на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке. Если после вынесения решения банк перестанет соответствовать установленным требованиям, это не является основанием для аннулирования выданной им банковской гарантии и для отмены вынесенного решения о возмещении НДС в заявительном порядке.

Таким образом, при изучении документов, представленных налогоплательщиком налоговому органу, требуется проверить, включен ли банк в перечень, размещенный на сайте Минфина России, на дату вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке.

Кроме того, п. 3 ст. 176.1 НК РФ обязывает банк не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, направить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика уведомление о факте выдачи банковской гарантии. Порядок такого уведомления определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России.

Проверка банковской гарантии на соответствие нормам законодательства

Налоговые органы проверяют банковскую гарантию на соответствие нормам законодательства.

Текст банковской гарантии должен прямо предусматривать обязательство банка уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении НДС будет отменено полностью или частично (в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна быть безотзывной. Это означает, что в гарантии не должны содержаться условия, предусматривающие право банка отозвать выданную гарантию. И это должно быть непосредственно указано в тексте самой гарантии.

В соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна быть непередаваемой.

Статья 372 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Банк вряд ли по своей инициативе предоставит бенефециару право передавать иным лицам права требования по гарантии. Банк также вряд ли сможет без согласия бенефициара передать кому-либо свои обязательства по гарантии.

Однако несмотря на это все установленные НК РФ требования должны быть соблюдены, поэтому условие о непередаваемости банковской гарантии целесообразно прямо указать в ее тексте.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ лицом, которое будет предъявлять требование банку (гаранту), признается налоговый орган, и в случае возникновения судебного спора налоговая инспекция будет выступать в суде как сторона по делу. Поэтому в качестве бенефициара в банковской гарантии должен быть указан налоговый орган, выносящий решение о возмещении НДС. Указание в качестве бенефициара отделения Федерального казначейства РФ, Минфина России или Российской Федерации в лице указанных органов представляется ошибочным.

В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, не предусмотренных указанной статьей. Кроме того, согласно подп. 5 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна без каких-либо дополнительных условий допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

Пункт 21 ст. 176.1 предусматривает: налоговый орган направляет в банк только требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом. Направление в банк каких-либо иных документов НК РФ не предусмотрено, как и передача или представление в банк оригинала самой банковской гарантии.

Банковские гарантии, в которых в качестве условия для исполнения банком требования о выплате денежных средств предусмотрена обязанность налоговых органов представить в банк какие-либо дополнительные документы помимо требования по форме, утв. приказом ФНС России от 07.06.2010 N ММВ-7-8/268@, не соответствуют положениям ст. 176.1 НК РФ.

В форме требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, утв. приказом ФНС России N ММВ-7-8/268@, предусмотрены следующие реквизиты:

Фамилия, имя и отчество, должность и классный чин руководителя налогового органа, наименование налогового органа (либо Ф. И. О.);

ИНН/КПП и адрес налогоплательщика, не исполнившего требование налогового органа;

Дата и номер не исполненного налогоплательщиком требования;

Сумма, подлежащая уплате;

Дата и номер банковской гарантии;

Полное наименование и БИК банка;

Реквизиты счетов (КБК и ОКАТО) для зачисления денежных средств;

Дата, после наступления которой в случае неисполнения данного требования налоговым органом будет реализовано право на бесспорное взыскание сумм. Представление банку в тексте требования иных сведений ст. 176.1 НК РФ и приведенным выше приказом ФНС России не предусмотрено.

Указание в банковской гарантии на необходимость представления банку (гаранту) дополнительной информации, в т.ч. связанной с обстоятельствами нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах или описанием причин направления требования в банк (кроме информации, указанной в утвержденной ФНС России форме требования), расчета истребуемой суммы, а также ссылок на заявление налогоплательщика или его налоговую декларацию не соответствует закону.

Следовательно, наличие в банковских гарантиях, не предусмотренных налоговым законодательством, условий их исполнения или дополнительных обязанностей бенефициара может являться основанием для признания их не соответствующим требованиям НК РФ и вынесения решения об отказе в возмещении НДС в заявительном порядке.

Согласно подп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

Указание на действие банковской гарантии в течение большего периода времени, чем установлено законодательством, нарушением не является.

В банковской гарантии необходимо установить точные даты начала и окончания ее действия, а не указывать неопределенное событие или период.

Согласно подп. 4 п. 6 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Банк обязан выдать гарантию на сумму, заявленную налогоплательщиком к возмещению из бюджета в налоговой декларации, даже если налогоплательщик не вправе применить заявительный порядок на всю сумму НДС, указанную им в декларации. Кроме того, законодательством не предусмотрено предоставление банковской гарантии на часть заявленной к возмещению суммы одним банком и на другую часть - другим банком.

Согласно подп. 5 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (банка) в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.

Поскольку гарантия выдается от имени банка как юридического лица (включая случаи, когда гарантия выдана филиалом банка), по мнению автора, в случае недостаточности средств на корреспондентском счете филиала налоговые органы вправе реализовать право на бесспорное взыскание денежных средств в отношении любого из счетов, принадлежащих банку.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает требования к указанию в банковской гарантии подсудности (наименования суда, в котором будет рассматриваться дело в случае возникновения спора, связанного с исполнением гарантии).

В то же время согласно ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Кроме того, п. 5 ст. 36 АПК РФ предусматривает право на предъявление иска, вытекающего из деятельности филиала или представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, либо в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения его филиала, представительства.

Подсудность, установленная ст. 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Представление налогоплательщиком в налоговый орган составленной банком гарантии, где указан конкретный арбитражный суд, не означает, что налоговый орган выразил согласие на изменение подсудности, установленной ст. 35 и 36 АПК РФ. По рекомендации автора, можно не оговаривать в банковских гарантиях особую подсудность спора, связанного с представлением банковской гарантии.

Проверка полномочий лиц, подписавших банковскую гарантию

Помимо проверки соответствия текста гарантии положениям налогового и гражданского законодательства целесообразна проверка полномочий подписавших ее лиц.

Право подписи договоров и иных документов, предусматривающих финансовые обязательства хозяйственного общества, принадлежит единоличному исполнительному органу юридического лица, т.е. руководителю.

Сведения о лице, являвшемся руководителем банка, на дату подписания гарантии налоговые органы могут получить из ЕГРЮЛ. Факт назначения на должность руководителя подтверждается протоколами собраний учредителей (акционеров, участников), приказом о назначении.

Кроме того, ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено обязательное наличие подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах.

Поскольку банковская гарантия предусматривает финансовые обязательства банка, во избежание возможных судебных разбирательств ее должен подписывать главный бухгалтер банка.

Банковские гарантии, выданные представительствам и филиалам

В письме от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, которое ФНС России довело до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@, Центральный банк РФ сообщил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как выданные самими банками.

Вместе с тем ЦБ РФ обратил внимание на необходимость учитывать круг полномочий лица, подписывающего от имени банка банковскую гарантию.

Поскольку согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, и руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, при проверке гарантии необходимо учитывать, что в учредительных документах должен быть указан филиала банка, выдавший гарантию.

Не следует путать филиал с обособленным подразделением, поскольку термин "обособленное подразделение" используется только для целей постановки на налоговый учет.

Филиал обычно действует на основании положения, где указываются виды сделки, которые он вправе заключать.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Доверенность должна содержать:

Место и дату ее совершения (без этих сведений доверенность признается ничтожной);

Срок, на который выдана доверенность. Если этот срок не будет указан (ст. 186 ГК РФ), она сохраняет силу только в течение года со дня ее совершения. Общий срок доверенности не может превышать трех лет;

Наименование юридического лица, от имени которого выдана доверенность, его ИНН, место нахождения, фамилия, имя, отчество руководителя банка или другого лица, уполномоченного подписывать доверенность и (в указанном случае) основания полномочий и реквизиты документов, подтверждающих такие полномочия;

Сведения о представителе - физическом лице (должность, место жительства, паспортные данные);

Перечень действий, на совершение которых уполномочен руководитель филиала (в их числе должно быть указано право на выдачу банковских гарантий на указанную в гарантии сумму). Одновременно с проверкой документов банковской гарантии налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 176.1 НК РФ должен установить, имелась ли у налогоплательщика недоимка по налогам или задолженность по пеням и (или) штрафам.

Если в результате проверки будет установлено соблюдение всех требований законодательства, через пять рабочих дней налоговым органом будет вынесено решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В случае отказа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, учитывая, что п. 2 ст. 176 НК РФ предусматривает одновременное представление декларации по НДС и банковской гарантии, право на получение из бюджета возмещения НДС в заявительном порядке может быть реализовано после устранения выявленных недостатков и представления новой (уточненной) налоговой декларации, одновременно с которой и будет представлена гарантия банка.

На данный момент заключение банковской гарантии дает возможность быть уверенным, что при наступлении форс- мажорной ситуации или ликвидации предприятия, заявитель получит компенсацию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это относительно новый продукт, предлагаемый всеми финансовыми учреждениями при оформлении особо крупной сделки. Этот новый продукт произвел фурор на экономическом рынке и быстро приобрел популярность среди всех компаний.

Особенности

Под банковской гарантией понимается способы обеспечения исполнения данных обязательств, при котором кредитная организация выступает гарантом уплаты компенсации в случае ликвидации или невыполнения обязательств иной стороной.

Действующая статья 176.14 Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет всем физическим и юридическим лицам, которые уплачивают в государственный бюджет НДС, получить право на возмещение такого рода платежа.

Этот легкий порядок получения денежных средств имеет массу преимуществ, самым главных из которых является возможность срочного пополнения оборотного актива. Это позволяет не потерять деловую хватку и активность на соответствующей нише.

Именно это позволяет банковской гарантии быть популярной среди широкого населения. Но несмотря на такие преимущества, к желающим получить возмещение предъявляются ряд требований, которые должны исполняться.

Усугубляется это тем, что в законодательстве не прописаны нормы заявления и поэтому нововведения пока не имеют завершенный характер. Все пробелы пополняются постепенно, что негативно отражается на активах предприятий.

Банковская гарантия на возврат НДС по статистике занимает лидирующую позицию. Образец такого документа можно получить в любой кредитной организации или иных компаниях, предоставляющих такого рода услугу.

Правом на получение банковской гарантии вправе воспользоваться несколько категорий организаций.

К первой категории можно отнести только крупные компании, у которых уплаченный налог за прошедший налоговый период составляет не менее 10 миллиардов рублей. При этом такая организация должна существовать на момент подачи соответствующего заявление не менее трех лет.

Такие учреждения вправе быть созданы государственными органами. Они же пользуются активной поддержкой правительства Российской Федерации.

Ко второй группе относятся все остальные категории компаний, которые вместе с уплатой налога предоставили банковскую гарантию. Такой возможностью может воспользоваться практически каждый, поэтому данная категория намного интересней.

Необходимость оформления

Банковская гарантия необходима для уменьшения срока возмещения НДС. Принцип работы такого правового документа заключается в том, что финансовые средства возвращаются на расчетный счет компании в течении двух недель.

Для получения компенсации налогоплательщику необходимо пойти в Налоговую инспекцию и написать соответствующее заявление. Если все правильно будет оформлено, то банковская гарантия позволит получить возмещение НДС в короткие сроки, и ФНС выплатит налог на расчетный счет.

Но несмотря на простоту операции, ФНС проверяет все документ тщательно. И все расчеты производит в течение некоторого промежутка времени. Узнает обоснованность востребованной суммы.

И в некоторых случаях не факт, что все заявленные суммы подтвердятся документально. Налоговая служба обязана обеспечить возвратность излишне уплаченной суммы в государственный бюджет.

В операции по банковской гарантии участвуют несколько лиц:

  1. бенефициар. Им выступает любое лицо, в пользу которого совершен платеж. При возврате НДС таким лицом выступает Налоговая служба;
  2. принципал. Основной должник. Таковым становится компания, заявившая требования возврата;
  3. гарант. Выступает кредитная организация, которая несет ответственность за исполнение принципалом обязательств.

Гарантами могут быть только те кредитные организации, которые имеют на это соответствующую лицензию и занесенные в специальный список финансовых учреждений на сайте Министерства финансов. К таковым банкам и страховым фирмам предъявляются требования.

К таковым относят :

  1. наличие лицензии не менее пяти лет;
  2. собственный актив кредитной организации не менее миллиарда рубле;
  3. соблюдение всех норм и правил оформления;
  4. отсутствие требования Центробанка по оздоровлению финансового учреждения;

Видео: Обоснование предлогаемой цены

Условия банковская гарантия на возврат НДС

Основным условием банковской гарантии становится безотзывной и непередаваемый характер.

Остальные же требования при ускоренном возмещении следующие:

  1. не может прописывать дополнительные документы, не вписанные в статье 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации;
  2. время действия такого правового документа не должно быть ранее, чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации в соответствующее учреждение;
  3. сумма, на которую выдается, обеспечивает полное исполнение обязательств по возврату в государственный бюджет суммы сбора;
  4. допускается списание денежных средств с расчетного счета гаранта при неисполнении им в определенный срок требования.

Как получить

Для получения такой возможности необходимо предоставить пакет документов для рассмотрения кредитной организацией. Документы мало чем отличаются от стандартного пакета при оформлении кредитных обязательств предприятием.

В него включаются:

  1. регистрационные документы, в том числе и различные свидетельства, подтверждающие платежеспособность компании;
  2. устав организации о назначении ответственного лица, а также паспортные данные руководителя;
  3. бухгалтерские проводки и анализ отчетности за последние 12 месяцев;
  4. реестры и расшифровки бухгалтерских проводок при взаимодействии с контрагентами;
  5. все справки по передвижению денежных средств со счета на счет;
  6. сведения об имеющимся имуществе владельца предприятия, в том числе и при залоге;
  7. справки, подтверждающие право на получение возврата.

Для принятия решения кредитная организация вправе запросить иные документы, если посчитает нужным.

Каждое финансовое учреждение предъявляет определенные требования к заявителю и заемщику. Исходя из предоставленного пакета документов, срок рассмотрения достигает 3-10 рабочих дней.

Цена вопроса

Стоимость услуги рассчитывается индивидуально, исходя из срока предоставления гарантии, суммы обязательств и ее вида.

Также цена зависит от группы риска при оценке обратившейся компании банком. Варьируется цена в пределах 1-10 процентов от окончательной суммы.

Нюансы

Требования к поручителю устанавливается действующим Налоговым Кодексом Российской Федерации. Финансовая организация должна входить в перечень компаний, публикуемых в Министерстве Финансов.

Время, на которое выдается банковская гарантия, заканчивается позже 8 месяцев после подачи заявления. В соответствии с законодательством Налоговая инспекция обязана сообщить в кредитное учреждение об отказе по заявленным требованиям или по правам бенефициара только в случае не подтверждения заявленной суммы.

Мало того, по требованию налоговой организация обязана вернуть полученные ранее денежные средства. При невыполнении такого обязательства в пятидневный срок, поручительство становится невыполнимым по Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Но Федеральная Налоговая служба на должна извещать кредитную организацию о прекращении срока действия договора или его ликвидации.

Даже если об этом попросит налогоплательщик. Часто происходит ситуация, когда компания ежемесячно вносит сумму за поручительство, но гарантия уже не нужна. Компания уплачивает комиссию до окончания срока действия юридически правового документа.

Налог на добавленную стоимость – обязательный платеж в государственный бюджет, косвенный налог федерального значения, который взимается с на каждом этапе производства товара, а фактически представляет собой надбавку на цену товара (Гл. 21 НК РФ). Налоговое законодательство России предусматривает ситуации возврата НДС субъектам хозяйствования (экспортеры, строительные компании). Поскольку этот процесс может занять 3-4 месяца, то ускорить его можно с помощью банковской гарантии.

Банковская гарантия НДС

    Подбор банка за 24 часа

    Минимальный пакет документов

    В полном соответствии с ФЗ

    На всех этапах вам будут помогать опытные специалисты

Или звоните
8 800 551-44-92
(бесплатно по РФ)

Что предполагает банковская гарантия на возврат НДС?

Процесс возврата НДС включает в себя несколько непростых этапов, что и определяет продолжительный срок процедуры.

  1. Проведение камеральной проверки декларации НДС, и в частности указанной в ней суммы налогового платежа (от 3 месяцев);
  2. Составление решения ФНС о возвращении НДС компании (7 рабочих дней);
  3. Отправка уведомления в региональное отделение казначейства РФ (1-3 рабочих дня);
  4. Перечисление суммы НДС на счет плательщика (от 5 дней).

При таком раскладе налогоплательщик может получить сумму налога не ранее, чем через 3-4 месяца. Чем раньше же средства вернутся в компанию, тем более выше их реальная стоимость, тем больше ресурсов на них можно приобрести.

Банковская гарантия на возврат НДС – документ, который свидетельствует о том, что в случае невозврата излишне возвращенного ему налога в бюджет это обязательство возьмет на себя обслуживающий его банк (гарант).

Преимуществом оформления банковской гарантии выступает возможность возврата НДС в течение трех недель. В этом случае компания оформляет в банке гарантию НДС и передает ее в налоговые органы вместе с заявкой на возвращение налога. Налоговые органы, удостоверенные в выполнении обязательств налогоплательщиком, оперативно проводят камеральную проверку и возвращают ему средства.

Справка! Сроки возврата НДС сокращаются, поскольку теперь налоговым органам не придется точно рассчитывать сумму налога – сумму можно уточнить позже, а плательщик вернет излишек, руководствуясь условиями банковской гарантии.

Кому нужна банковская гарантия на возврат НДС?

О необходимости оформления банковской гарантии НДС в Москва стоит задуматься тем компаниям, которые соответствуют двум условиям:

  1. Их род деятельности дает им право на возврат НДС;
  2. Они не могут ожидать перечисления средств на счет 3-4 месяца.

Использования банковских гарантий по налогу на добавленную стоимость позволяет оптимизировать отношения компании с налоговыми органами, как можно скорее вернуть средства в оборот и, тем самым улучшить процесс, хозяйственной деятельности.

В чем преимущества документа?

Выгоды использования банковской гарантии на возврат НДС получают все три стороны сделки:

  • Организация-плательщик – получает сумму налога на свой счет в течение 3 недель (вместо 12-16 недель);
  • Налоговые органы могут лишь примерно оценить сумму возврата средств плательщику – излишек последний обязательно перечислит обратно;
  • Банк получает возможность заработать на комиссии за услугу.

Стоимость банковской гарантии НДС

Гарантийное обеспечение возврата налога на добавленную стоимость обладает умеренной стоимостью. В зависимости от того, какой финансовый институт выберет клиент комиссия может составлять от 2 до 8% от суммы возвращенных средств.

Важный момент! В редких случаях российские банки требуют представления залога или поручительства при получении банковской гарантии.

Документы для оформления банковской гарантии НДС

Если компания решила заявить о необходимости возврата НДС в Москваона должна подготовить обширный пакет документов для представления в банк на оформление банковской гарантии:

  • Учредительные документы – учредительный договор, устав и др.;
  • Бухгалтерская отчетность по кварталам за последний год;
  • Реестры бухгалтерских счетов по контрагентам и основным средствам.

Поскольку возврат НДС может касаться не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей на ОСНО, то им потребуется подготовить:

  • Ведомости, с отражением потоков денежных средств в кассе и на расчетном счете компании;
  • Книга доходов и расходов, а также данные управленческого учета (для ИП);
  • Свидетельство о регистрации фирмы.

Важный момент! Помимо стандартного пакета бумаг, налогоплательщик должен подготовить подтверждение своего права на возврат налога, а также заявление.

Срок рассмотрения документов банком-гарантом составляет порядка 7 рабочих дней. Основной критерий предоставления обеспечения – стабильное финансовое положение компании.

Этапы оформления банковской гарантии по НДС

Если налогоплательщик решит взять на себя все мероприятия по оформлению банковской гарантии, то ему придется столкнуться с немалым числом сложностей. Первоначально придется выбрать коммерческий банк, который должен будет соответствовать таким требованиям:

  • Иметь лицензию Банка России на выдачу гарантий;
  • Обладать стабильным финансовым положением;
  • Отличаться правом выдачи гарантий, который принимаются государственными органами.

Справка! Список банков, которые имеют право выдавать банковские гарантии физическим и юридическим лицам можно найти на сайте Минфина России.

После того, как финансовый институт определен, потребуется собрать документы, правильно их оформить, передать на рассмотрение и ожидать решения банковской комиссии. При этом, далеко не всегда банк безоговорочно предоставляет гарантийный документ.

Чтобы исключить вероятность отказа стоит воспользоваться услугами организаций-посредников (кредитных брокеров), которые оперативно оформят банковскую гарантию в течение 5 дней и исключат вероятность отказа даже для небольших, новых компаний. Как воспользоваться их услугами:

  • Подать онлайн-заявку с указанием в ней контактного номера телефона;
  • Обсудить с представителями посредника условия получения банковской гарантии и комиссионные;
  • Передать брокерам документы;
  • Получить на руки готовый документ.

Важный момент! Банковская гарантия действительна в течение 8-ми месяцев – за этот период компании необходимо добиться возврата НДС, иначе документ придется переоформлять заново. Только в том случае, если плательщик перечисляет излишне возвращенный налоговый платеж в казну в течение нескольких месяцев равными платежами гарантийное обеспечение будет действовать до окончания этого процесса (ст. 378 НК РФ).

Если в ходе камеральной налоговой проверки обнаружатся ошибки в заполнении документов на НДС, то банковская гарантия аннулируется. При этом плательщику дают 5 дней на исправление выявленных неточностей.

Банковская гарантия по НДС – это документ, который позволяет государству гарантированно получить излишне возвращенный НДС, а компании – ускорить процесс возврата налога до 3 недели влить средства в оборот, повысив эффективность производственного процесса. Процент платежа за такую банковскую услугу составляет 2-8%, а величина комиссионных брокеру – от 0,5 до 5%.

Банки в г. Москва в которых можно получить услугу: Банковская гарантия НДС

АО "СМБСР Банк" Москва

Московский филиал «СМБР БАНК» является дочерней структурой одного из крупнейших японских банков Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Финансовая корпорация «Сумитомо Мицуи» ...

Адрес: 123317, Москва, Набережная Пресненская, 10,

КБ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (ООО) Москва

Банк "НОВОЕ ВРЕМЯ" осуществляет краткосрочное, средне- и долгосрочное кредитование предприятий среднего и крупного бизнеса, предоставляет кредиты в режиме овердрафта, финансирует...

Адрес: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 5

Регистрационный номер: 3492

Одна гарантия не должна превышать: None руб.


Максимальная сумма всех действующих гарантий: None руб.

Возмещать НДС из бюджета компаниям обычно не только трудно, но и долго. Этот процесс конечно можно ускорить, но, как это часто бывает, за «сервис» надо платить. А в случае в банковской гарантией можно заплатить две цены. Как этого избежать вы узнаете из статьи.

Уже довольно давно плательщики НДС могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога. Это позволяет им сделать статья 176.1 Налогового кодекса. Название данной нормы указывает на то, что для возмещения долгожданной суммы НДС из бюджета достаточно заявить о своих намерениях. Несомненно, данный «упрощенный» порядок несет в себе много положительных моментов, главный из которых — возможность быстро пополнить свои оборотные активы и не потерять деловую активность на рынке. Этим и объясняется популярность данного метода.

Вместе с тем применение этого порядка возмещения таит в себе скрытые угрозы. А также предъявляет ряд жестких требований к плательщикам НДС.

Кроме этого, поскольку заявительный порядок возмещения НДС явление все же новое, его, как и большинство нововведений, не обошли стороной законодательные пробелы. Восполнять их, как это часто бывает, приходится по ходу действий. Печально только то, что от этих недочетов и двоякости толкования продолжает страдать бизнес.

Общие условия применения «ускоренного» возмещения

По ускоренной схеме возмещения НДС могут работать практически все плательщики этого налога. Но при этом разделяют две категории компаний, которым может быть предоставлено такое право.

К первой категории относятся крупнейшие организации, у которых совокупная сумма налогов, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей, а также на момент подачи налоговой декларации компания существует не менее трех лет. Данная категория плательщиков стоит особняком, ведь такие «гиганты» не только пользуются поддержкой государства, но и зачастую бывают созданы при непосредственном его участии.

Ко второй категории можно отнести всех остальных плательщиков налога, которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию. И именно данная категория представляет для нас интерес, поскольку фактически каждый может воспользоваться этим правом.

Хотя в подпункте 1 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса речь идет исключительно о налогоплательщиках-организациях, а в подпункте 2 названной нормы указано «налогоплательщики», все же можно утверждать, что воспользоваться ускоренным возмещением налога также вправе индивидуальные предприниматели.

Как уже было сказано, для получения права воспользоваться заявительным порядком возмещения налога необходимо представить банковскую гарантию. Что же она собой представляет?

Для ответа на этот вопрос сначала проясним суть ускоренного варианта возврата. Она заключается в том, что компания может возместить из бюджета сумму НДС еще до окончания камеральной проверки, срок которой составляет три месяца. То есть деньги, которые фирме должна казна, не «зависают» между бюджетом и расчетным счетом компании на срок проведения проверки, а возвращаются в течение двух-трех недель. При этом в процессе проверки заявления налогоплательщика, обратившегося в инспекцию за «ускоренным» возмещением НДС, налоговый орган проверяет только формальные признаки, то есть правильность составления заявления, наличие и законность банковской гарантии и прочее. После этого, если все документы в порядке, инспекция возмещает налог на расчетный счет или делает зачет суммы переплаты по налогу. Но это вовсе не означает, что проверять обоснованность вычетов будут тоже формально. Так что камеральный контроль будет проходить для этой фирмы в общем порядке. И далеко не факт, что все заявленные к вычету суммы НДС подтвердятся. Именно поэтому государство, в лице налоговой службы, должно гарантированно обеспечить возможность возврата излишне возмещенных денег из бюджета. Как раз для этого и служит банковская гарантия.

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. То есть банковская гарантия обеспечивает в денежной форме надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам.

Таким образом, в операциях с использованием банковской гарантии участвуют:

  • бенефициар - лицо, в пользу которого совершается платеж, в нашем случае это налоговая инспекция;
  • принципал - основной, главный должник в обязательстве, то есть компания, претендующая на заявительный порядок возмещения налога;
  • гарант - банк, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом своих обязательств.

При этом гарантами могут быть банки, которые включены в специальный перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень ведется Минфином России, который публикует его на официальном сайте.

Интересно

Поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. При этом необходимо учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка (письмо ЦБ РФ от 1 июня 2010 г.
№ 04-15-7/2630).

Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление деятельности в течение не менее пяти лет;
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральны 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • отсутствие требования Центрального банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Требования к банковской гарантии

Помимо требований, предъявляемых к потенциальным гарантам при ускоренном возмещении НДС, есть еще обязательные требования для самой банковской гарантии:

  • она должна быть безотзывной и непередаваемой;
  • она не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены статьей 176.1 Налогового кодекса;
  • срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  • сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;
  • банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

Из всех перечисленных требований остановимся на одном — сроке банковской гарантии, поскольку именно этот пункт вызывает ряд вопросов, связанных с нечеткостью формулировки.

Из каких соображений действовали законодатели, установив минимальный срок действия, равный восьми месяцам, не совсем понятно. Ведь срок камеральной проверки составляет всего три месяца, по истечении которых инспекции все равно предстоит принять решение, возмещать налог из бюджета или нет.

Конечно, можно попытаться объяснить столь длительный срок тем, что гарантия должна действовать и в тот период времени, пока компания пройдет все этапы обжалования решения инспекции об отказе в возмещении части суммы или полностью. Но тогда почему именно компания должна нести дополнительные расходы по банковской гарантии в этот период времени? Тем острее встает этот вопрос, когда компания все же докажет правомерность своих вычетов по НДС.

Интересно

Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком при применении заявительного порядка возмещения НДС, законом не определены,
то есть не ограничены.

Кроме этого, нечеткая формулировка о сроке гарантии в кодексе вызывает вопрос: как правильно указать срок в тексте самой банковской гарантии? Можно ли ограничиться формулировкой « банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению

Если порассуждать на эту тему, то мы придем к выводу, что подобная формулировка недопустима и гарантийное обязательство по такой гарантии не возникнет. По общему правилу банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи. Согласно статье 190 Гражданского кодекса, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Конечно, компании обязаны представить декларацию по НДС, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самой фирмы. То есть вполне допустима ситуация, при которой срок окончания действия гарантии невозможно будет установить, что является несоответствием требованиям.

Продление срока гарантии

Еще одной проблемой, связанной со сроком гарантии, можно назвать его продление. Представим ситуацию, когда компания подает уточненную декларацию по НДС и вместе с ней дополнительное соглашение с банком о продлении срока ранее представленной гарантии. Наверняка инспектор в этом случае откажет вам в заявительном порядке возмещения НДС. Мотивируют это решение налоговики обычно тем, что в условия предоставления банковской гарантии нельзя вносить изменения. Однако данная позиция не бесспорна. Так, в суде был рассмотрен спор по данным основаниям, и правда осталась за фирмой. Арбитры обосновали свое решение следующим образом. Поскольку банковская гарантия является односторонней сделкой, банк-гарант вправе увеличить свои обязательства по такой сделке, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, которое было оформлено банком по договоренности с организацией-принципалом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2011 г. № А19-4801/2011).

Порядок применения «ускоренного» возмещения

Для того чтобы воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, нужно в течение пяти дней после подачи декларации направить в инспекцию заявление о применении этого порядка. Какого-либо утвержденного бланка для этого нет, так что заявление составляется в свободной форме.

В заявлении указывают реквизиты своего банковского счета, на который должна поступить сумма возмещения. Кроме того, в заявлении необходимо указать, что фирма обязуется в случае неподтверждения контролерами правомерности вычетов вернуть полученные деньги обратно в бюджет, а также уплатить проценты в случае необходимости.

В течение пяти дней после подачи заявления инспекторы принимают решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении. Для того чтобы сообщить о принятом решении, у налоговиков есть еще пять дней.

Отказ контролеров возместить НДС в заявительном порядке не означает, что нельзя обратиться за возвратом в общем порядке.

Если на момент возмещения у компании есть недоимка по налогам, штрафам или пени, то перед возвратом денег контролеры примут решение о зачете переплаты по НДС в счет имеющихся долгов. Это решение принимается одновременно с положительным решением о возмещении налога в «ускоренном» режиме. В этом случае возврату подлежит только остаток средств после погашения задолженности перед бюджетом.

Поручение на возврат налога налоговики направят в казначейство на следующий рабочий день после дня принятия решения о возврате. На перечисление денежных средств у казначейства есть пять дней. Если эти сроки нарушены, начиная с 12-го дня после подачи заявления на сумму невозвращенного вовремя налога начисляются проценты в пользу компании по действующей ставке рефинансирования.

Если камеральная проверка декларации выявит, что возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о возврате отменяется. Компания в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязана вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные ею в заявительном порядке. Кроме этого, фирме предстоит уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период.

Формула для расчета процентов приведена в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95 и выглядит следующим образом. Сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. При этом, если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Стоит отметить, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

Учет банковской гарантии

Для того чтобы наглядно отобразить, каким образом учитывается в организации получение банковской гарантии, а также операции, связанные с заявительным порядком возмещения НДС, обратимся к примеру.

ООО «Омега» воспользовалось правом на заявительный порядок возмещения НДС, для чего получила банковскую гарантию 2 апреля 2012 года. Сумма вознаграждения банка составила 50 000 руб. и была списана с расчетного счета фирмы в день выдачи банковской гарантии. Инспекция 12 апреля 2012 года. возместила компании НДС в размере 1 000 000 руб. По итогам камеральной проверки было выявлено неправомерное принятие к вычету НДС в размере 100 000 руб. В результате обществу было отказано в возмещении на данную сумму и выставлено требование от 28 мая 2012 года о возврате денежных средств и уплате соответствующих процентов. Компания исполнила требование 1 июня 2012 года. Ставка рефинансирования составила 8 процентов и в рассматриваемый период оставалась неизменной.

Бухгалтер ООО «Омега» сделает следующие проводки:

На 2 апреля:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
— 50 000 руб. - списана сумма вознаграждения банка;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76
— 50 000 руб. - вознаграждение банка отражено в составе прочих расходов.

На 12 апреля:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 68
— 1 000 000 руб. - отражено возмещение НДС.

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— 100 000 руб. - отражена уплата спорной суммы НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
— 2060,27 руб. ((100 000 руб. х (8% х 2) : 365 дн.) х 47 дн.) - отражена сумма процентов, начисленная налоговым органом.

На 1 июня:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
— 100 000 руб. - отражена уплата спорной суммы НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
— 2191,78 руб. ((100 000 руб. х (8% х 2) : 365 дн.) х 50 дн.) - отражена уплата процентов.

Д.А. Начаркин, эксперт «НА»

Комментарий к Письму Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-08/168 «Об отсутствии оснований для уведомления налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения НДС»

Банки выдают налогоплательщикам гарантии для применения заявительного . Обязанность уведомлять банки об освобождении от обязательств по этой гарантии возложена на налоговые инспекции. В обнародованном Минфином России Письме от 04.07.2012 N 03-07-08/168 указано, что единственным поводом для направления такого уведомления является отсутствие у налогоплательщика выявленных нарушений по результатам камеральной проверки его декларации.

Как инспекция освобождает банк-гарант от обязательств

Заявительный порядок (ст. 176.1 НК РФ) в отличие от обычного порядка (ст. 176 НК РФ) предусматривает возмещение НДС налоговой инспекцией налогоплательщику до окончания камеральной проверки соответствующей налоговой декларации при соблюдении определенных условий. Напомним, что камеральная проверка проводится инспекцией в течение трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Одним из условий досрочного возмещения НДС является предоставление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, в которой НДС предъявлен к возмещению, действующей безотзывной банковской гарантии. В этом случае банк гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученного им (зачтенного ему) в заявительном порядке, если по результатам у налогоплательщика выявят нарушения и досрочное возмещение НДС будет полностью или частично отменено (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Такая банковская гарантия предоставляет возможность применить заявительный порядок возмещения НДС налогоплательщикам, не относящимся к категории крупнейших, которым банковская гарантия не нужна при соблюдении других условий, установленных пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ для досрочного возмещения НДС.

Инспекция примет гарантию только от банка, включенного в особый перечень, который ведет Минфин. Этот перечень подлежит размещению на сайте этого министерства в сети Интернет (п. 4 ст. 176.1 НК РФ).

Банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков принимаются налоговыми инспекциями как банковские гарантии, выданные самими банками (Письмо Банка России от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, доведено до инспекций Письмом ФНС России от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@).

С 1 января 2012 г. налогоплательщик представляет в инспекцию банковскую гарантию (если таковая необходима) в те же сроки, что и заявление об "ускоренном" возмещении НДС (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).
Если НДС налогоплательщику уже возмещен в заявительном порядке и камеральная проверка завершилась без замечаний, то налоговая инспекция должна в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки сообщить налогоплательщику в письменной форме о ее окончании и об отсутствии выявленных нарушений. А банку-гаранту не позднее следующего дня после отправки указанного сообщения налогоплательщику инспекция направляет письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

В комментируемом Письме подчеркнуто, что подобная ситуация - единственный повод для направления налоговой инспекцией такого письменного заявления в банк-гарант. В иных случаях уведомление инспекциями банков, выдавших банковские гарантии налогоплательщикам в рассматриваемых целях, нормами НК РФ не предусмотрено.

Когда банковская гарантия становится бесполезной

Налоговые органы могут отказывать налогоплательщикам в возмещении НДС в заявительном порядке из-за несоблюдения его условий по формальным признакам. Это не мешает в случае успешного окончания камеральной проверки возместить налогоплательщику НДС в обычном порядке, установленном ст. 176 НК РФ (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Отказать в досрочном возмещении НДС налоговая инспекция может, например, если:

  • неправильно написано заявление;
  • банковская гарантия не удовлетворяет условиям, установленным п. 6 ст. 176 НК РФ, и т.д.

В случае такого отказа банковская гарантия становится бесполезной. Но Налоговым кодексом (ст. 176.1 НК РФ) не предусмотрена обязанность налоговой инспекции уведомлять банк-гарант об освобождении от обязательств по такой гарантии.

Досрочное возмещение налогоплательщику НДС не влияет на ход камеральной проверки его декларации, которая идет своим чередом.

Сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, может превысить сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки. В этом случае налоговая инспекция принимает решение об отмене предыдущего решения о возмещении суммы налога (или о зачете ее в счет задолженностей налогоплательщика), а также решение о возврате (полностью или частично) этой суммы налога как неправомерно предъявленной к возмещению (к зачету) (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).

Кроме того, принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в таком привлечении (п. 14 ст. 176.1 НК РФ).

Одновременно с сообщением о принятии указанных решений инспекция направляет налогоплательщику требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм.

В данном случае банковская гарантия - это способ обеспечения уплаты налогоплательщиком (принципалом) налоговому органу (бенефициару) указанной денежной суммы. Банк-гарант обязуется заплатить налог вместо принципала по представлении ему бенефициаром письменного требования об уплате (ст. ст. 368, 369 ГК РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения (п. 20 ст. 176.1 НК РФ). Если он выполнит это условие, то "страховка" банка может не пригодиться.

Если налогоплательщик не расплатился, то налоговики на следующий день по окончании срока удовлетворения требования, направленного налогоплательщику, направляют банку-гаранту требование расплатиться за налогоплательщика.

Банк-гарант вправе в порядке регресса потребовать от налогоплательщика возместить деньги, уплаченные налоговому органу по банковской гарантии (но не санкций за нарушение самим банком требований ст. 176.1 НК РФ). Это право, а также сумма, подлежащая возмещению гаранту, определяются его соглашением с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (ст. 379 ГК РФ).

Как уже отмечалось, предоставивший банковскую гарантию налогоплательщик может уплатить излишне полученные в заявительном порядке суммы НДС, а также пени и штрафы. Они указываются в требовании налоговой инспекции, составленном по результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения. В такой ситуации, как разъяснено в комментируемом Письме, у налоговой инспекции отсутствует обязанность уведомлять банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.

Гарантия не пригодилась, а денежки плати

Срок действия банковской гарантии, выданной для целей применения заявительного порядка возмещения НДС, должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (пп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ).

Выдача банковской гарантии является банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). За эту операцию банку-гаранту уплачивается вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Стоимость этой услуги зависит от ряда обстоятельств, включая срок предоставления гарантии, и составляет в среднем от 1 до 10% суммы гарантии.

Перечень условий прекращения банковской гарантии установлен ст. 378 ГК РФ. К ним относятся:

  • уплата бенефициару (в данном случае налоговой инспекции) суммы, на которую выдана гарантия;
  • окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;
  • отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту;
  • отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств .

Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378 ГК РФ, не зависит от того, возвращена ли ему гарантия.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК РФ).

Как мы выяснили, налогоплательщик, чтобы не платить лишнего, может быть заинтересован в сокращении срока действия банковской гарантии, ставшей бесполезной, в разных ситуациях. Однако в силу положений ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция (бенефициар) обязана обеспечить прекращение действия банковской гарантии (направить банку-гаранту письменное заявление об освобождении его от обязательств) только в одном из рассмотренных выше случаев, а именно если камеральная проверка декларации по НДС завершена успешно.

Причем эта обязанность появилась у налоговиков только начиная с 1 января 2012 г. благодаря поправкам, внесенным в ст. 176.1 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Данное обстоятельство подчеркнуто в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2011 N А32-34406/2010. В ситуации, рассмотренной судом, налогоплательщику было накладно платить за банковскую гарантию 2% от ее суммы в месяц до февраля 2011 г., поскольку уже в августе 2010 г. общество получило сообщение инспекции об успешном завершении камеральной налоговой проверки декларации без замечаний. Договором банковской гарантии было установлено, что период для расчета процентов (банковской комиссии) может прерываться в случае возврата гарантии до истечения срока ее действия. Поэтому налогоплательщик просил налоговиков вернуть гарантию банку. Но ему было отказано в просьбе. Суд поддержал налоговиков, сославшись на действующее в спорном периоде законодательство.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что возможность прекращения обязательства по банковской гарантии имеется и в случае, если гарантия не пригодилась из-за отказа налогоплательщику в применении заявительного порядка.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N А52-3118/2010 рассмотрен следующий спор налогоплательщика и банка с налоговой инспекцией.

В целях выполнения условий применения заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщик в июле 2010 г. представил в инспекцию банковскую гарантию сроком действия по 31 марта 2011 г. В обеспечение гарантии налогоплательщик заложил банку свое имущество по договору об ипотеке.

Инспекция приняла решение об отказе налогоплательщику в возмещении суммы НДС, предъявленной к возмещению в заявительном порядке. Оспорить это решение в судебном порядке ему не удалось. Тогда налогоплательщик в августе 2010 г. обратился в инспекцию с просьбой отказаться от своих прав по банковской гарантии путем направления в адрес банка заявления об освобождении его от обязательств по выданной банковской гарантии, а также возвратить оригинал банковской гарантии гаранту. Инспекция отказала в этой просьбе.

Налогоплательщик обратился к банку с заявлением о возврате уплаченной ему комиссии за предоставление банковской гарантии и о снятии обременения с заложенного имущества. Банк тоже отказал налогоплательщику.

Тогда налогоплательщик обратился в суд с иском к инспекции об обязании ее направить в адрес банка письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.

Судьи заявили, что перечень условий для прекращения банковской гарантии не исключает возможность ее прекращения по общим правилам прекращения обязательств, установленным гл. 26 ГК РФ.

Согласно ст. 417 ГК РФ если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Бенефициар (инспекция) не может отказаться от своих прав по банковской гарантии по просьбе принципала (налогоплательщика). Вместе с тем в связи с принятием инспекцией решения об отказе в применении заявительного порядка обеспечительное правоотношение не возникло. Это решение является актом государственного органа, на основании которого обязательство по банковской гарантии прекращено в силу п. 1 ст. 417 ГК РФ.

Таким образом, окружной суд отказался обязывать инспекцию направить банку письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии. Тем не менее, по мнению суда, эти обязательства прекращены на основании решения налогового органа об отказе налогоплательщику в применении заявительного порядка.

Тогда банк обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора этого дела. В Определении от 24.08.2011 N ВАС-11102/11 высшие арбитры подтвердили, что обязательство по банковской гарантии прекращено ввиду невозможности исполнения обязательства. Отказав обществу в возмещении сумм НДС, инспекция не воспользовалась банковской гарантией, следовательно, требование об обязании инспекции отказаться от не возникшего у нее права не основано на законе. В передаче дела в Президиум ВАС РФ банку было отказано.

Налоговый учет

Порядок налогового учета расходов клиента банка и зеркального учета доходов банка при предоставлении банковской гарантии в случае, если размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы гарантии, относится к разряду спорных вопросов.

Судебная практика по этому вопросу пока не сформировалась. А письменные разъяснения чиновников бывают противоречивыми.

Так, в Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7 отмечено, что расходы на оплату услуг банков, связанных с производством и (или) реализацией, относятся на прочие расходы (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а в остальных случаях - на внереализационные расходы (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если по условиям договора о предоставлении банковской гарантии размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы поставляемой продукции, то для целей налогообложения прибыли такие расходы приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам. Особенности налогообложения указанных расходов установлены ст. 269 НК РФ. Напомним, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам являются нормируемыми.

Аналогичное (в зеркальном порядке) определение доходов банка в виде вознаграждения за выдачу гарантии в процентах годовых с учетом срока действия гарантии и гарантируемой суммы дано в Письме Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/92. Такие доходы учитываются как доходы в виде процентов по долговому обязательству.

Позже вышли письма с иной трактовкой доходов и расходов по договору банковской гарантии.

В Письме Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/1/4 сказано, что если банковская гарантия оплачивается за первый год единовременно, а за второй год поквартально, то расходы клиента банка учитываются равномерно в течение срока, на который приобретается гарантия .

Вывод о равномерном распределении расходов клиента банка в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору в течение срока, на который приобретается гарантия, содержится и в недавнем Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-03-06/4/75.

В Письме финансистов от 17.07.2012 N 03-03-06/1/338 даны аналогичные (в зеркальном порядке) разъяснения о налоговом учете банком его доходов от операций по предоставлению банковской гарантии. Такие доходы необходимо учитывать равномерно в течение срока действия банковской гарантии (оказания услуги) независимо от фактического поступления денежных средств .

Сентябрь 2012 г.