Вазген первый. Вазген I: биография. Вазген и его личная жизнь

Сегодня, 20 сентября, исполнилось 108 лет со дня рождения верховного патриарха и католикоса всех армян Вазгена I. Его имя и образ стали символом Армении, а авторитет до сих пор остается безусловным и недосягаемым, для армян во всем мире.

Будучи духовным лидером армян на протяжении почти 40 лет, Вазген находился рядом со своим народом в самые важные для нее периоды – обретение независимости, погромы армян в Азербайджане, война в Нагорном Карабахе, разрушительное землетрясение в Спитаке. Патриарх принимал участие во всех областях жизнедеятельности страны и поддерживал свой народ в трудный час, и словом и делом.

Вазген (Վազգէն Ա), мирское имя - Левон-Карапет Палчян, родился в семье учительницы и сапожного мастера в 1908 году, в Бухаресте. Окончив литературно-философский факультет Бухарестского университета на отделении практической педагогики, он более десяти лет преподавал в армянских школах Бухареста, а также редактировал и издавал некоторое время научный журнал «Пашня» .

В 1942 году будущий католикос был рукоположен в Афинах, получив сан священника. В 1943–1944-м обучался на богословском факультете, получил степень вардапета и принял имя Вазген. В 1947 году - назначен предстоятелем Румынской епархии. Уже через год ему была присвоена степень верховного вардапета, а в 1951-м он стал епископом. С 1954 года в управлении Вазгена была также Болгарская епархия Армянской Апостольской Церкви. В 1955 Был избран верховным патриархом и католикосом всех армян.

Вазген I прилагал много сил к объединению армянской диаспоры, укреплению культурных и духовных связей с родиной, получил множество наград за свою общественную деятельность. Внушительны его заслуги и в деле восстановления армянских монастырей, храмов, а также в поиске памятников духовной и материальной культуры Армении.


Именно благодаря авторитету Вазгена I, советские власти проявляли лояльность к Армянской Церкви и верующие не подвергались сильным гонениям. Католикосу принадлежит ряд философских, богословских и публицистических работ, которые он начал публиковать еще в 1930-е годы в Париже и Бухаресте:

«О понятии личности » (1938)
«Армяне горы Муса в романе Франца Верфеля » 1940)
«Хримян Айрик как воспитатель » (1943)
«Уроки психологии »
«Слово о Родине »
«Армяне Муса-дага в романе Франца Верфеля »
«Под солнцем Отечества »
«Задушевные письма армянским родителям! »
«Жизнь и деятельность Св.Григора Нарекаци »


Патриарх был избран почетным членом Академии наук Армении, и он же стал первым, кому в 1991 году, после провозглашения независимости, была присвоена высшая награда страны - звание Национального Героя и орден Отечества.

Но самая высокая награда патриарху - это всенародная любовь и светлая память, живущая в нас.

[Васкен; арм. Վաևգեճ] (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (20.09.1908, Бухарест - 18.08.1994, Эчмиадзин), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Начальное образование получил в арм. школе в Одессе, куда в годы первой мировой войны переехали его родители. После возвращения в Румынию продолжил учебу в бухарестском лицее Мисакян-Кесимян, затем в Бухарестском высшем торговом уч-ще (1924-1926). Окончил литературно-философский факультет Бухарестского ун-та (1936) и отделение практической педагогики (1937). В 1929-1943 гг. преподавал в арм. школах Бухареста. В 1937-1938 гг. редактировал и издавал в Бухаресте научный ж. «(?)երկ» (Пашня). В 1942 г. рукоположен во священника в Афинах предстоятелем Греческой епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) архиеп. Карапетом (Мазлумяном). Обучался на богословском фак-те Бухарестского ун-та (1943-1944). В 1943 г. получил степень вардапета и принял имя В. Был назначен местоблюстителем (1943), а затем предстоятелем (1947) Румынской епархии ААЦ. 23 мая 1948 г. в Эчмиадзине католикос Геворг VI присвоил В. степень верховного вардапета, а в 1951 г. он был хиротонисан во епископа. В 1952 г. В. был избран в румын. Комитет защиты мира. С 1954 г. член Верховного духовного совета св. Эчмиадзина. В дек. 1954 г. получил в управление также и Болгарскую епархию ААЦ. 30 сент. 1955 г. на Национально-церковном Соборе тайным голосованием В. был избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян, 2 окт. в Эчмиадзинском кафедральном соборе состоялась его интронизация.

И в Румынии, и позднее в Эчмиадзине В. прилагал много сил к объединению арм. диаспоры, к укреплению духовных и культурных связей с родиной. он совершил 30 пасторских посещений епархий ААЦ в разных странах, в рамках межцерковного общения встречался с главами различных конфессий, был участником Всемирных конференций религ. деятелей в Москве (1977, 1982), Берлине, Хельсинки. При нем ААЦ стала членом ВСЦ (1962) и Конференции европейских Церквей. Награжден золотыми медалями Всемирного совета мира им. Жолио Кюри (1962) и Советского комитета защиты мира (1968), «Звездой Республики» Румынии (1952), орденом «Знак почета» (1968), орденом Дружбы народов (1978), а также орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1983).

Уже в первом офиц. послании (кондаке) от 1 дек. 1955 г. он особо подчеркивал необходимость восстановления арм. храмов и мон-рей. В его патриаршество были восстановлены кафедральный собор и мон-ри св. Рипсиме, св. Гаяне и Шогакат в Эчмиадзине, мон-ри Гегард и Хор-Вирап, церкви св. Саргиса, Зоравар и св. Ованнеса в Ереване, св. Месропа Маштоца в Ошакане, арм. храмы в Баку, Москве, Ростове-на-Дону и Армавире. В Эчмиадзине были построены гостиница и сокровищница, памятники св. мученикам и Хримяну Айрику, оснащена совр. техникой типография при кафедральном соборе. Благодаря усилиям В. были найдены, собраны и приумножены памятники духовной и материальной культуры Армении. В Ин-т древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаран) в Ереване были переданы рукописи и документы, среди к-рых единственная рукопись «Истории дома Арцруни» Товмы Арцруни, Зейтунское и Малатийское Евангелия, иллюминированные Торосом Рослином , и др. Благодаря деятельности В. статус ААЦ в общественном сознании в АССР был достаточно высок, власти проявляли лояльность к Церкви, антирелиг. пропаганда не приобретала слишком откровенных форм.

В. благословил обретение независимости Арменией. Его заботами в 1989 г. были восстановлены Арцахская, Сюникская и Гугаркская епархии. В. принадлежит ряд философских, богословских и публицистических работ, первые из к-рых были опубликованы еще в 30-е гг. в Париже и Бухаресте. Он был избран почетным членом АН Армении (30 апр. 1991). Ему первому была присвоена высшая награда страны - звание Национального героя и орден Отечества (29 июля 1994). В. неизменно пользовался всенародной любовью и авторитетом в Армении и среди армян за ее пределами. Несомненна его заслуга в укреплении дружеских связей между ААЦ и РПЦ.

Соч. (на арм. яз.): Уроки психологии. Эчмиадзин, 1961; Жизнеописание, послания, проповеди, речи, выступления. Эчмиадзин, 1958-1983. 4 кн.; Глядя в будущее. Эчмиадзин, 1988, 1993. 2 кн.; Наша литургия. Эчмиадзин, 1990.

Е. Г. Джагацпанян

Все могут свободно жить, в любой стране, я демократичен по отношению к ним. Все, кроме армян! Этот народ видел и пережил геноцид, сейчас у нас есть родина, и только армяне не имеют права уходить осюда, это равносильно предательству!

Вазген Первый

«Да, это слова Веапар! Все могут свободно жить, в любой стране. Все, кроме армян!»
Паргев Шахбазян, ближайший помощник Вазгена Первого почти сорок лет, до самой смерти католикоса, был рядом с ним. Учился в армянских школах Ливана и Сирии, закончил французский колледж в Бейруте, там же – арменоведческое отделение Французского университета Сен-Жозеф. Известный переводчик классической французской литературы на армянский язык.

Парон Шахбазян, Вы приехали из Ливана. Как репатриант той послевоенной волны?
Да, я ливанский армянин, репатриировался в 1946 году. Очень тяжелые условия тогда были, когда мы приехали: послевоенное время, разруха, но выдержали. Здесь с подозрением относились ко всем, кто приехал из-за границы. Я использовал моё знание французского языка и преподавал в разных школах. В 1956 году Вазген Первый предложил мне преподавать французский язык в духовной семинарии Геворгян.
Вы были знакомы до этого?
Нет, с Веапаром меня познакомил редактор журнала «Эчмиадзин», мы побеседовали около часу, на самые различные темы, он задавал вопросы. Ничего не сказал, но через несколько дней через редактора дал знать, чтоб я пришёл в семинарию, преподавать. Я тогда работал в женской школе имени Горького, оттуда меня не отпускали и я три дня работал в школе, три дня – в Эчмиадзине. Вот так и ездил много лет, руководство школы было очень хорошее, меня очень просили не уходить. А в Геворгян уровень подготовки не уступал средней школе, там преподавали известные историки, лингвисты, и другие квалифицированные специалисты.
Вы прекрасно владеете армянским языком. Один из ваших коллег, сам Карпис Суренян, переведший на армянский язык Достоевского и Голсуорси, восхищенно описывает вашу безукоризненную литературную речь.
В те годы, во время Второй мировой войны, в Ливан прибыл один из лучших венских мхитаристов-арменоведов, отец Нерсес Акинян. Во времена Гитлера и Муссолини мхитаристы, уходя от преследований, рассеялись по всему свету и везде основывали курсы армянского языка и литературы, а в различных армянских общинах преподавали ряд дисциплин, в том числе язык и литературу. Около 20 – 25 молодых людей записались, и я вместе с ними стал изучать родной язык и литературу. Вскоре на курсах остались всего два человека. Мне было стыдно за ушедших, я тогда сказал отцу Нерсесу: «Много званных, но мало избранных». И мы вдвоём взяли у него всё, что могли. Вторым моим учителем был Грачья Ачарян. В те годы он был отлучён от преподавания в университете, как противник Николая Марра, из-за расхождения в вопросах принадлежности армянского языка к группе индо-европейских языков.
И вы преподавали только в ереванской школе? Про вас говорят, что вы были самым близким человеком католикоса.
Я был самым близким советником католикоса, членом и секретарём Высшего Духовного совета, а, когда в 1969 году Веапар основал отдел межцерковных отношений, он вызвал меня и сказал:
– Парон Шахбазян, я планирую вам дать этот отдел.
– Но я загружен работой в школе! И в Эчмиадзине, и в городе!
– Нет, если вы согласны руководить отделом, то перейдёте насовсем.
Долго я раздумывал, но согласился. Стал его переводчиком и учёным секретарём, сопровождая во всех загранпоездках. Правда, преподавание не оставил, до 1995 года я преподавал языки.
Переводчиком? Но ведь он хорошо владел и французским, и немецким...
Да, действительно, он хорошо знал и владел французским и немецким, в школу ходил немецкую, причём учился он отлично, но ещё он прекрасно владел румынским языком. Он ведь перевёл на румынский язык «Нарекаци». Мало кто об этом знает в Армении. Вы только представьте себе, это же колоссальный труд!
Но как надо было любить Нарекаци, и понимать, и внимать ему, чтоб решиться передать другому народу возможность узнать его...
А в официальных местах говорил через переводчика, так как, видимо, не хотел делать даже маленькие и незаметные ошибки. Видимо, чтобы французские речи соответствовали его уровню и статусу, он возил с собой переводчика. То же самое и о русском языке могу сказать.
Мать его была очень образованной женщиной, много лет учительствовала в армянской школе Бухареста. Веапар её очень любил и был весьма привязан к ней. Мы уважали её, очень сдержанная и скромная была.
Какое событие церковной жизни вам запомнилось особенно?
Потрясающим событием для нас всех стало первое посещение Папы Римского Павла VI католикосом. Это было в 1970 году. Вазген Первый получил это приглашение первым из армянских католикосов и Вазгена Первого сопровождали почти все высокопоставленные иерархи армянской церкви, туда прибыла большая группа епископов, а точнее, 12 архиепископов и епископов, визит продолжался целых четыре дня, такого не было никогда! В самые тяжелые для нашего народа годы армянские католикосы обращались к Ватикану, папе римскому, но дальше ворот никого не пускали. Тогда этому визиту способствовало экуменистическое движение (провозглашённое сближение Церквей). Принимали Веапара по-царски, очень много армян присутствовало на мессах и в соборах, где мы были.
...Вчера вечером был Паргев, рассказал про своё путешествие в свите католикоса в Италию, Францию и Португалию в качестве переводчика с французского. Целых три часа расказывал в свойственном ему высоком слоге, своей прекрасной литературной западно-армянской речью, подробнейшим образом, как мог делать только он, иногда вырываясь в повествовании из официальных ограничений. И рассказывая, Паргев вновь воспереживает это путешествие, и перед глазами, как в роскошном романе, встают Ватикан, Собор св. Петра, Сикстинская капелла, иные соборы и храмы, дворцы, музеи с шедеврами ренессанса, пышные церемонии с церковными пышными одеяниями в Риме, новейшие современные самолёты и официальные автомашины. Церковные и правительственные приёмы... Как из Рима поехали на остров св. Лазаря, затем празднества в Милане, Париже, Лирне, Валансе, Марселе, Монако, Лиссабоне, в Соборе Парижской Богоматери, приветственные слова в адрес армянских церковных деятелей, и везде невероятно тёплый приём со стороны армянской общины. И конечно, самой впечатляющей была встреча римского папы со своими кардиналами и Вазгена Первого со своими епископами, историческая встреча в Сикстинской капелле.
Особенно взволновал рассказ Паргева о том, как Вазген Первый и папа римский обменялись «святыми поцелуями», наш католикос – передавая эти «святые поцелуи» кардиналам, римский папа передаёт поцелуй армянскому архиепископу, те дальше, и дальше всем стоящим, а там много собралось и армян, и вот так кругами, волной поцелуев двигаются головы в Сикстинской капелле... Карпис Суренян

Я благодарна судьбе, что поддалась душевному порыву написать эту книгу и смогла встретиться с таким человеком, как Паргев Шахбазян и услышать его чистейший литературный язык...

О встречах в Риме. 25 апреля, в воскресенье на площади Святого Петра собралось невероятное количество паломников и верующих. Папа Павел VI сообщил о визите в Ватикан католикоса всех армян Вазгена Первого. Сначала он почтил память недавно скончавшегося Блаженной памяти Алексия и прочитал молитву за упокоение души. Потом Павел VI признался перед верующими, что экуменическое движение, в рамках которого происходил визит армянского католикоса, не даёт, тем не менее, возможности ни сделать, ни придумать, искренний союз, чтобы не было вреда ни Католической, ни Восточной Церкви, поэтому лучше искать союз в любви и праведном единстве.
«И вот объявляю вам, предстоит исключительный визит – Вазгена Первого».
8 мая 1970 г. Вазгена встречали кардиналы Джованни Виллебрандc, Джованни Беннелли, его святейшество Нерсес Сетян, представители от армяно-католических Епархий Иерусалима и Константинополя. Сопровождали Веапара почти все высшие представители Армянской Апостольской Церкви: предстоятели епархий Франции, Северной и Южной Америк, Лондона, Милана и других епархий, г-н Паргев Шахбазян, генеральный секретарь отдела официальных связей Святого Эчмиадзина с зарубежными странами и пресса.
Вазген Первый выступил с речью, в которой от своего имени и святых отцов передал свою благодарность.
Гений человеческих знаний в наши дни,– сказал он, – остаётся, чтобы себя проявил нравственный гений человека в отношениях друг к другу.
Под звуки пения «Воспойте Господу Новую песнь» перед картиной великого Микеланджело «Последний суд» впервые в истории Сикстинской капеллы стало возможным увидеть следующую картину: по правую сторону стоял католикос всех армян, по левую – Павел VI, папа римский. Справа стояли армянские священники и духовные лица, слева вокруг папы – высшие лица папской курии, кардиналы, в том числе кардинал Григорий Петрос Агаджанян и Игнатий Патанян.
«Мы здесь собрались не для того, чтоб точки зрения выражать и защищать, а всем вместе проявить озабоченность,– обратился Вазген к присутствующим.
Мы к вам пришли из далёкого мира, святого города Эчмиадзина, где много веков назад зародилась армянская христианская вера.
Мы к вам пришли также из далёких времен христианского свидетельства тех лет, которые прошли с тех пор, и Армянская Церковь хранит эти свидетельства от апостолов Таддеоса и Варфоломея, святого Григория Просветителя, на духовном наследии которых зиждется Армянская Апостольская Церковь. Верная восточным православным верованиям в течение веков, она жила и развивалась самостоятельным путём, в границах национального существования и в течение всех этих веков защитила христианство и христианскую культуру, часто за счёт своей жизни. И мы не ошибёмся, если заметим в единении Церквей ответы на вызовы времени – укрепления мира во всём мире. Наши церкви не должны мириться с идеологией войны».
Вазген Первый назвал трагедию 1915 года первым геноцидом века, отметив 2 миллиона жертв маленького народа. Главной объединяющей идеей Вазген Первый назвал стремление к миру, когда дети всех народов, независимо от расы, будут братьями и народом Божьим.
Папа в свою очередь вспомнил дружбу с армянами в далёких веках, армяне даже основали армянскую школу в Риме. Были тесные отношения в XII-XIII веках. Знайте также, что наш почитаемый брат Григор Петрос Агаджанян –армянин и занимает самую важную должность Кардинал-префекта Священной конгрегации пропаганды веры, – воодушевлённо добавил папа Павел.
По просьбе верующих Веапар прочёл молитву, «Благословен Бог наш... », а многоголосый хор воспитанников семинарии Левонян исполнением «Отче наш» завершил церемонию.

20 сентября 1908 - 18 августа 1994

Патриарх и Католикос всех армян, глава Армянской Апостольской Церкви с 1955 года по 1994 год

Биография

Родился 20 сентября (3 октября) 1908 в Бухаресте . 1924-1929 - учился в Торговом училище Бухареста. В 1929-1943 - преподавал в армянских школах Бухареста. Играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с Арменией. 1932-1936 – учился на факультете литературы и философии Бухарестского университета, защитил дипломную работу на тему «Вопрос дисциплины в педагогике». Посещал семинары Педагогического Института имени Титу Маиореско, и в 1937 благополучно окончил его. С июня 1937 по май 1938 - издавал и редактировал культурно-обществоведческий научно-публицистический журнал «Эрк» («Пахота»). В 1937-1942 - Левон-Карапет более близко познакомился с Армянской Церковью, ее историей, вероисповеданием, правом, традициями, установил контакт с главой Румынской епархии архиепископом Усиком Зограпяном, что в конце концов привело его к пастырскому служению. В годы Второй мировой войны участвовал в деятельности Комитета помощи армянским военнопленным. 30 сентября 1943 года Левон-Карапет Палчян в Афинах, в церкви Святой Карапет рукой главы греческой епархии Карапета архиепископа Мазлумяна был рукоположен как священник и получил степень Вардапета и получил имя Вазген... 23 мая 1948 - Георг VI удостоил о. Вазгена за его бескорыстную службу десяти высших ступеней архимандритского сана Армянской Церкви, а через некоторое время назначил главой Румынской армянской епархии (1947-1955). 20 мая 1951 - в Св. Эчмиадзине Вазген Палчян был рукоположен в епископы. 2 октября 1955 - в Кафедральном Соборе Св. Эчмиадзина торжественно прошло помазание нового Патриарха-Католикоса Вазгена I (1955-1994), ставшего 130-м главой Армянской Григорианской Церкви. В 50-60-х – он побывал во всех армянских колониях мира. Благодаря его усилиям была сформирована основная часть зарубежных епархий Армянской Апостольской Церкви (1966). Армянская церковь в 1996 г. получила новое епархиальное деление, на основе которого строится ее административно-территориальное управление. Умер 18 августа 1994 в Эчмиадзине.

Образование

  • В 1924?1929 годах учился в Торговом училище Бухареста.
  • В 1932?1936 годах учился на факультете литературы и философии Бухарестского университета, защитил дипломную работу на тему «Вопрос дисциплины в педагогике».
  • В 1936 году окончил факультет философии и литературы Бухарестского университета.
  • Посещал семинары Педагогического Института имени Титу Маиореско и в 1937 году благополучно окончил его.

Деятельность

В 1929?1943 годах преподавал в армянских школах Бухареста . Играл важную роль в сближении армян, проживающих за рубежом, с Советской Арменией.

В 1955 году избран в Эчмиадзине Верховным Патриархом и Католикосом всех армян. В 1950?1960 годах побывал во всех армянских диаспорах мира.

В 1994 году стал первым Национальным героем Армении.

Вазген I - философ и ученый

За 39 лет Патриаршества Вазген I смог вернуть Церкви почти все утерянное в прошлом, в том числе право варить и освящать Святое Миро. В эти годы были учреждены государственные ордена имени святых Армянской Апостольской Церкви. К одному из первых таких орденов президентом Армении в 1994 году был представлен сам Вазген I.

“Без Бога мы слишком бедны, чтобы помогать нищим”, - так утверждал Патриарх. Есть над чем задуматься…

Цитаты

Разное

  • 12 мая 1956 - Верховный Патриарх в Москве во время официального одночасового приема у Председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина передал ему меморандум о церковной деятельности Святого Престола, а также отдельный меморандум с предложением о присоединении Нагорного Карабаха к Армянской ССР.
  • С первых же лет своего восшествия на Престол Вазген Первый развернул обширную церковностроительную и восстановительную деятельность – расширил Эчмиадзинскую резиденцию, вновь открыл духовную семинарию Геворгян, десятки лет молчавшие церкви и монастырские храмы (около 40), формировал новые епархии. По его инициативе были учреждены церковные ордена «Сурб Григор Лусаворич», «Сурб Саак – Сурб Месроп», «Сурб Нерсес Шнорали». Неоспоримы его усилия в организации мероприятий, связанных с юбилеями Геноцида армян как на исторической родине, так и в Спюрке, в поддержке героической борьбы армян Арцаха, создании Общеармянского фонда «Айастан». Его отеческим благословением был отмечен протокол референдума о независимости Армении.
  • Вазген Первый участвовал в международных конгрессах религиозных деятелей за мир, разоружение и установление справедливых отношений между народами, проходивших в Москве, Берлине, Хельсинки.
  • Похороны Вазгена Первого состоялись 28 августа в Первопрестольном Святом Эчмиадзине.

Сочинения

Он внес весомый вклад в области теологии и армянской филологии, в развитие педагогической и психологической мысли. Среди его трудов

  • О понятии личности (1938)
  • Армяне горы Муса в романе Франца Верфеля (1940)
  • Хримян hАйрик как воспитатель (1943)
  • Уроки психологии
  • Хримян Айрик как воспитатель
  • Слово о Родине
  • Армяне Мусса-дага в романе Франца Верфеля
  • Под солнцем Отечества
  • Задушевные письма армянским родителям!
  • Жизнь и деятельность Св.Григора Нарекаци

Награды

  • Национальный Герой Армении (28 июля 1994, за исключительные заслуги в деле сохранения и умножения национальных и духовных ценностей).
  • Орден Звезды Румынской Республики (1952).
  • Советские ордена «Знак почета» (1968) и Дружбы народов (1978).
  • Медаль имени Фредерико Жолио-Кюри (1962, за большой вклад в дело укрепления мира).
  • Золотая медаль Советского комитета защиты мира (1968).
  • Высшая награда Республики Армения-"Айреник"

Память

В честь Вазгена I семинария в Севанском полуострове названа "Вазгенян".

В 2008 году в Центральном парке Эчмиадзин было поставлен памятник Католикосу Всех армян Вазгену Первому

В горде Эчмиадзин одна из центральних улиц названа именем Вазгена I

В городе Ванадзор школа № 1 носит имя Вазгена Первого

Вазген I Бухарестци (Վազգեն Ա Բուխարեստցի) (в миру Левон Гарабед Абраами Палчян (Палджян) 20 сентября (3 октября) 1908, Бухарест, Королевство Румыния – 18 августа 1994 (85 лет) Вагаршапат, Армения.

Верховный Патриарх и всех армян, первоиерарх Армянской Апостольской Церкви

Национальный Герой Армении (28 июля 1994, за исключительные заслуги в деле сохранения и умножения национальных и духовных ценностей).

Орден Звезды Румынской Республики (1952).

Советские ордена Трудового Красного Знамени, «Знак почета» (1968) и Дружбы народов (1978).

Медаль имени Фредерико Жолио-Кюри (1962, за большой вклад в дело укрепления мира).
Золотая медаль Советского комитета защиты мира (1968).

Высшая награда Республики Армения — «Айреник»

Родился 20 сентября (3 октября) 1908 в Бухаресте в семье сапожника и школьной учительницы. Учился в армянской школе Одессы, куда во время Первой мировой войны эвакуировались его родители; затем - в бухарестском лицее Мисакян — Кесимян, а в 1924-1926 годах - в Бухарестском высшем торговом училище. В 1929-1943 гг. преподавал в армянских школах Бухареста.

В 1936 году окончил факультет литературы и философии Бухарестского университета, защитил дипломную работу на тему «Вопрос дисциплины в педагогике». Посещал семинары Педагогического института имени Титу Майореску, и в 1937 г. благополучно окончил его. С июня 1937 по май 1938 гг. издавал и редактировал культурно-обществоведческий научно-публицистический журнал «Эрк» («Пахота»).

В 1937-1942 гг. Палчян, углубившись в религиозные вопросы, ближе познакомился с Армянской Церковью, её историей, исповеданием, правом, традициями, установил личный контакт с главой Румынской епархии - архиепископом Усиком Зограпяном, что и привело его к пастырскому служению. В годы Второй мировой войны участвовал в деятельности Комитета помощи армянским военнопленным.

В 1942 году в Афинах (в то время находившихся под германской военной администрацией) предстоятелем Греческой епархии ААЦ архиепископом Карапетом (Мазлумяном) Палчян был рукоположён во священника. В 1943-1944 годах обучался на богословском факультете Бухарестского университета.

В 1943 году получил степень вардапета и имя Вазген, был назначен местоблюстителем, а в 1947 году - предстоятелем Румынской епархии ААЦ.

29 мая 1948 года в Эчмиадзине католикосом Геворгом VI ему дана была степень верховного вардапета.

20 мая 1951 года в Эчмиадзине был рукоположён в епископы. В 1952 году избран в Румынский Комитет защиты мира. С 1954 года - член Верховного духовного совета Эчмиадзина. В декабре 1954 года получил в управление также и Болгарскую епархию ААЦ.

12 мая 1956 - Верховный Патриарх в Москве во время официального одночасового приёма у Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина передал ему меморандум о церковной деятельности Святого Престола, а также отдельный меморандум с предложением о присоединении Нагорного Карабаха к Армянской ССР.

С первых же лет своего восшествия на Престол Вазген Первый развернул обширную церковностроительную и восстановительную деятельность - расширил Эчмиадзинскую резиденцию, вновь открыл духовную семинарию Геворгян, десятки лет молчавшие церкви и монастырские храмы (около 40), сформировал новые епархии.

По его инициативе были учреждены церковные ордена «Сурб Григор Лусаворич», «Сурб Саак - Сурб Месроп», «Сурб Нерсес Шнорали». Неоспоримы его усилия в организации мероприятий, связанных с годовщинами Геноцида армян 1915 года: как на исторической родине, так и в Спюрке; в поддержке героической борьбы армян Арцаха, в создании Общеармянского фонда «Айастан». Его отеческим благословением был отмечен протокол референдума о независимости Армении.

Вазген Первый участвовал в международных конгрессах религиозных деятелей за мир, разоружение и установление справедливых отношений между народами, проходивших в Москве, Берлине, Хельсинки.

В 1950-1960-х Вазген I объездил все армянские колонии мира. Благодаря его усилиям, была сформирована основная часть зарубежных епархий Армянской Апостольской Церкви (1966).